Эксперт предупредил о рыночном хаосе из-за запрета на импорт нефтепродуктов

Количество независимых автозаправок может резко сократиться

03.06.2020 в 15:58, просмотров: 3452

Вступило в силу постановление российского правительства, вводящее временный мораторий на закупку нефтепродуктов зарубежного происхождения. Нашей стране придется обходиться без импортного бензина, керосина, газойля, дизельного и судового топлива. Ввозить горючее можно будет только для личного пользования: в стационарных канистрах объемом не более 25 литров. Частные топливные сети бьют тревогу, утверждая, что подобные изменения приведут к дефициту горючего и повышению его стоимости. Эксперты считают, что в рознице бензин подорожает не больше, чем на уровень инфляции, но количество независимых заправок рискует заметно сократиться.

Эксперт предупредил о рыночном хаосе из-за запрета на импорт нефтепродуктов

Ограничения на импорт топлива в Россию, введенные впервые в новейшей истории страны, будут действовать до 1 октября, но при необходимости профильные ведомства могут изменить их срок действия. «Это вынужденная мера, поскольку она действительно не совсем рыночная, но многие страны в настоящее время прибегают к такой мере», — прокомментировал решение министр энергетики Александр Новак.

Готового моторного топлива, произведенного на зарубежных перерабатывающих заводах, в России всегда было не много — оно занимало порядка 1,5% рынка, а его сбыт происходил в основном в приграничных с союзными государствами районах. Львиная доля импортного горючего шла из Белоруссии. Впрочем, подобный импорт можно было только отчасти считать зарубежными поставками. «Черное золото», которое перерабатывали белорусские предприятия, приходило из России, причем продавалось сырье со значительными скидками, которые приносили Минску вполне ощутимую прибыль. По данным Федеральной таможенной службы, Беларусь занимает седьмое место среди всех импортеров российской нефти и нефтепродуктов из России — доля республики превышает 5,5%. Для Минска наша страна является практически единственным продавцом углеводородов — пробные поставки американского сырья через Польшу окончились неудачей. Нефть из России в Белоруссии поступает по ценам примерно на 10-15% дешевле, чем для других стран. Большую часть топлива белорусы реэкспортируют в европейские государства, зарабатывая на этом до 50% от стоимости закупленного сырья. Ежегодно упущенная выгода от продажи нефти по более низкой –«союзной» - цене обходится России в $1-1,5 млрд.

Чем же обернется мораторий на импорт нефтепродуктов для России? По словам эксперта Vygon Consulting Сергея Ежова, отказ от зарубежного топлива не должен вызвать моментальный рост ценников на АЗС. В нашей стране действует так называемый нефтяной демпфер, призванный сглаживать влияние колебаний мировых котировок «черного золота» на внутреннюю стоимость топлива: при высоких внешних ценах на сырье бюджет компенсирует нефтяникам потери от продажи топлива внутри страны по ограниченным ценам, а при низкой стоимости топлива на мировом рынке нефтяники соглашаются терпеть некоторые убытки.

«На приграничных российско-белорусских территориях, где существует железнодорожное сообщение, в настоящее время отчасти можно наблюдать полный хаос — топливные цистерны двигаются в обоих направлениях и не ясно, какие объемы сырого топлива направляются в Белоруссию и сколько сырья потом уходит за рубеж», — отмечает эксперт.

Как сообщает агентство Аrgus, весной Россия резко увеличила импорт бензина из Белоруссии по железной дороге: если за весь прошлый год в нашу страну поступило всего 200 тыс тонн готового импортного горючего, то лишь за один апрель 2020-го объем поставок составил 40 тыс тонн. Даже с учетом расходов на транспортировку, белорусское топливо обходилось на 500 рублей за тонну дешевле российского.

Теперь Россия ставит законодательный шлагбаум для белорусского демпинга. Инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов считает такую позицию властей вполне оправданной, в свете того, что спрос на топливо внутри страны в условиях режима самоизоляции резко сократился: в частности, на гражданском транспорте - на 40-50%, а потребление дизеля производственными предприятиями снизилось на 30%. 

«Количество независимых топливных заправок наверняка сократится, что не добавит конкуренции топливному рынку», - полагает Сергей Ежов. При этом резкого роста стоимости бензина он не ждет: «Президент Путин не раз говорил, что рост стоимости горючего не должна обгонять инфляцию. Так и будет!, - уверен эксперт, - А восполнять убытки торговцы, скорее всего, будут не в топливной линейке продуктов, а в смежных товарах, где применяются спиртосодержащие вещества — в парфюмерии, бытовой химии и даже в кормах для животных. Поэтому, вполне возможно, что со временем содержание кошки, на которую сейчас в среднем россияне тратят около 2 тыс рублей в месяц, будет обходиться втрое дороже, что приведет к массовому отказу от домашних любимцев».


|