Эколог подчеркнула новую сторону норильской катастрофы

«Наращиваем объемы добычи, потом их сжигаем»

Как ни стараются ликвидаторы последствий экологической катастрофы под Норильском, начавшейся на ТЭЦ дочернего предприятия "Нориникеля", не допустить проникновение нефтепродуктов в близлежащие водоемы, а через них в Карское море, следы дизельного топлива обнаружены в озере Пясино.

Об этом сегодня сообщили и губернатор Красноярского края, и представитель регионального министерства экологии.

«Наращиваем объемы добычи, потом их сжигаем»

Сейчас специалисты делают все возможное, чтобы из озера нефтепродукты не попали в реку, которая вытекает из этого водоема и уже впадает в Карское море. Называются возможные причины утечки в Пясино: неправильно (или не своевременно) поставлены боновые заграждения.

Но проблема разлива 20 тысяч тонн дизельного топлива, которая произошла здесь 29 мая, гораздо шире и масштабнее.

- Не хочется повторяться о последствиях этой экологической катастрофы, о бесхозяйственности местных органов власти, - говорит Ольга Сенова, начальник климатического секретариата Российского социально-экологического союза. - Об этом уже все вроде бы сказано.

Не могу понять, почему не затрагивают изменение климата, которое и стало одной из причин ЧП федерального масштаба? Природа нам посылает четкий сигнал: нельзя так поступать с добычей природных ископаемых!

Вот смотрите: мы усердно, каждый год, наращиваем объемы добычи углеводородов, потом их сжигаем, выбрасываем в атмосферу гигантские объемы парниковых газов. Температура на планете от этого повышается, вечная мерзлота тает – и происходят такие катастрофы. Природа нам как бы говорит: я тебя породил, я тебя и убью!

Всем давно известно, что еще 30 лет назад, из-за глобального изменения климата, вечная мерзлота в тех широтах начала таять. Об этом говорится в ежегодных докладах Росгидромета, есть статистика – насколько отступает вечная мерзлота в год. За весь период – на расстояние от 40 до 80 километров.

Однако планов климатической адаптации инженерной инфраструктуры у Норильска нет. Нет такого документа и у всей российской Арктики.

Только в нынешнем году принят такой план в общенациональном масштабе. Но он, я бы сказала, неторопливый, неспешный. Нынешний год – распределение по ведомствам, назначение ответственных за выполнение. 21-й – разработка нормативной базы… Только через два года дело дойдет до конкретных действий в регионах. Там работа пойдет по такой же схеме. Сначала выберут ответственных лиц, потом подготовка нормативных документов, разработка мероприятий… Будто потепление идет уже не сейчас, а начнется лет через 20.

Но климат меняется здесь и сейчас, вот последствия, посмотрите. Вечная мерзлота сломалась, как стекло!

«Трещат» не только нефтехранилища. В этой зоне вечной мерзлоты проседают жилые дома, сваи, опоры нефтепроводов. Нужны срочные меры, оценки по разным регионам страны климатических рисков.

- По мнению экологов предпринимаемые меры ликвидации последствий аварии выбраны правильно?

- К счастью, ликвидаторы отказались от первоначальной идеи термической утилизации разлившегося дизельного топлива. 20 тысяч тонн – это годовые запасы топлива котельной для небольшого города, 270 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Представляете, что было бы, если бы углеводород и загрязняющие частицы в одночасье поднялись и устремились в атмосферу?

Если под Норильском мы доведем дело до конца, извлечем из ЧП уроки, то, можно сказать, что в некотором смысле получим положительный опыт. Технология сбора из-под воды загрязненных нефтепродуктами грунтов в России еще не применялась. Если ведомства закупят необходимое оборудование, освоят такую технологию, это станет опытом, который – не исключено – может пригодиться в дальнейшем.

Сюжет:

ЧП в Норильске

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру