Экономисты "схлестнулись" в прогнозах по экономике России

Западные их ухудшили, наши - улучшили

Экономика в кризисе. Зато налицо бум экономических прогнозов. Самых разных. Но одна закономерность налицо: если в России официальные прогнозы раз от раза розовеют, то в мире прогнозы российской экономики, наоборот, чернеют. Кто прав?

Западные их ухудшили, наши - улучшили
Фото: pxfuel

Один из самых свежих прогнозов российской экономики выпустило международное рейтинговое агентство Fitch. Если до этого в 2020 году ожидалось падение на 5%, то теперь на 5,8%. Разница не сенсационная, но внимание на новый прогноз обратить стоит.

В прогнозе цифры, конечно, важны, но еще важнее тенденция, на которую прогноз указывает. У Fitch тенденция для России — все ухудшается. Обоснование: «Мы… ухудшили прогноз по России на 0,8 процентного пункта, так как ситуация вокруг коронавируса ухудшилась, и добыча нефти сократилась».

Российские комментарии сводятся к тому, что тренд верный, утешаться же остается тем, что он мировой. Что тренд верный, запомним, а пока обратимся к некоторым любопытным частностям.

Главный экономист «Открытия Research» Максим Петроневич, например, прилежно высчитает, какая часть падения российской экономики приходится на сокращение добычи нефти из-за ограничений ОПЕК+, и приходит к выводу, что сокращение съедает 1,5 процентных пункта ВВП РФ. Можно не сомневаться в том, что подобные расчеты появятся в документах Минэкономразвития и пойдут гулять дальше. Между тем это классика упора на арифметику при забвении здравого смысла.

Любопытно, по каким ценам определяется вклад той нефти, которая могла бы пополнить ВВП, если бы ограничений ОПЕК+ не было? Скорее всего, по усредненным текущим. Но совершенно очевидно, и не раз подтверждено практикой, в том числе и мартовской статистикой (когда ОПЕК+ была временно разжалована): без ограничений добычи цены на нефть резко падали. Был даже прецедент их отрицательных значений. Ну и каким же без ограничений на добычу нефти будет «рост» ВВП? Пора выучить мартовский урок.

Любопытен и такой комментарий: экономический риск второй волны коронавируса, конечно, существует, но для России имеет значение не вторая волна как таковая, а то, состоится ли она в странах, вносящих основной вклад в рост мировой экономики, и в странах — потребителях российской нефти. Примерно такова позиция главного экономиста Юникредит банка Артема Архипова. Хорошо бы, конечно, иметь возможность расставлять указатели, которым следовал бы коронавирус: «Туда ходи, сюда не ходи». Но, во-первых, это совершенно нереально, эпидемия потому и эпидемия, что границ не признает. А во-вторых, вряд ли этично. При этом для нас самый главный риск — это вторая волна коронавируса не в США или Китае, а в России.

Теперь вернемся к главному тренду прогноза Fitch. Отметим, что и МВФ снижает прогноз для России: теперь там считают, что экономика России снизится на 6,6%, прежняя оценка — 5,5%.

А вот Минэкономразвития, наоборот, свой прогноз улучшает. В последней версии прогноза на 2020 и 2021–2023 годы в текущем году ожидается падение на 4,8%, в предыдущей значилось 5%. В 2021 году будет рост на 3,2% (было на 2,8%), но на уровень 2019 года выйдет все равно только в 2022 году.

Вот так, все прогнозисты идут не в ногу, только Минэкономразвития ногу держит. Но, несмотря на все его усилия, два года коронавирус от нашей экономики отъест. И это без второй волны, на которую Минэкономразвития не закладывается. Вот это и есть главное содержание прогноза.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28304 от 7 июля 2020

Заголовок в газете: Экономисты погадали на кофейной гуще

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру