Магазины одежды «обули» россиян: как пандемия трансформировала рынок

Почему качество вещей упало, а их стоимость взлетела

За время пандемии рынок одежды претерпел в России серьезные изменения – увы, не в лучшую сторону. Пережить «насильственное» закрытие на период самоизоляции смогли далеко не все торговые точки. Еще в начале лета представители ритейла объявили, что более половины торговых сетей в России закроют часть своих магазинов одежды и обуви в 2020-м из-за кризиса. Эксперты говорили, что перед тем как уйти, ритейлеры устроят грандиозную распродажу складских остатков. Но этого не произошло: цены выросли, ассортимент сократился, а качество товара упало. «МК» выяснил, какое будущее ждет офлайн магазины, а как сильно подорожает одежда в ближайшее время.

Почему качество вещей упало, а их стоимость взлетела

Пандемия кардинально трансформировала потребительское поведение россиян: люди массово перешли в режим экономии, отдают предпочтение более низкому ценовому сегменту, сокращают средний чек и создают запасы средств «на всякий случай». Все эти тенденции наглядно проявляются на рынке одежды и обуви: все-таки по степени жизненной необходимости эти товары уступают только еде. Сейчас мода, агрессивная реклама тех или иных товаров перестали оказывать серьезное влияние на граждан: денег на бездумные покупки у подавляющего большинства россиян попросту нет.

Можно сказать, что рынок одежды за прошедшие полгода перевернулся с ног на голову: работа офлайн ритейла остановилась на несколько месяцев. COVID-19 стал настоящим вызовом для глобальных цепочек поставок. Границы между странами были закрыты, логистические связи - разорваны. Между тем, существенная часть товара на прилавках наших магазинов поставляется из-за границы.

В доковидном 2019-м, по данным сервиса SeaNews ТСВТ, импорт новой одежды в Россию составил $7,2 млрд. Вещи поставлялись в Россию из 141 страны. Лмдером поставок был, естественно, Китай ($2,6 млрд). Из Бангладеш было получено товара на сумму $882,5 млн, из Италии - на $545,5 млн. Но даже если вести речь об одежде, пошитой в России, то отечественные дизайнеры также зачастую используют зарубежное сырье. В общем, для удар пандемии для рынка оказался весьма болезненным: старые коллекции были распроданы онлайн, а новые не могли добраться к заказчику.

Из-за стремительного роста курса валюты к рублю поднялись и закупочные цены на импорт, составляющий львиную долю поставок одежды и аксессуаров, м в этих условиях аренда торговых площадей многим предпринимателям, специализирующимся на торговле одеждой и обувью, стала не по карману. Обороты ритейлеров обнулились, а их финансовые показатели ушли в глубокий минус.

В пике самоизоляции Shopping Index (определяет степень загруженности магазинов) падал на 85%. Это привело к резкому падению офлайн-продаж одежды. По разным оценкам, по состоянию на август 2020-го рынок упал до 75% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Фактически, весенний и летний сезоны были сорваны.

Производители и бренды пытаются выживать, налаживая онлайн-продажи. Компании стараются максимально сократить число посредников. Открываются всё новые маркетплейсы, причём зачастую их открывают сами производители, чтобы не быть должными посредникам и третьим лицам. Прибавилось работы у логистических компаний, так как резко выросла нагрузка на распределительные центры, курьеров и постаматные сети.

Потребительский спрос на одежду и обувь на пике пандемии в конце марта- начале апреля падал на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, по данным сервиса «Сбериндекс». Это снижение было гораздо более сильным, чем по товарам в целом, которое не превышало 16%.

Впрочем, некоторые эксперты видят в этих цифрах повод для оптимизма для рынка на будущее. Ведь вынужденное уменьшение покупок в период самоизоляции создало отложенный по времени спрос, рассказывает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. Люди переносили «на потом» приобретение ботинок, костюмов и ветровок. Это «потом» наступило уже в конце июня, когда покупательская активность в данном секторе превысила прошлогоднюю на 15%. И на предпоследней неделе августа спрос сохранялся на 14% выше прошлогодней.

«Покупки сокращались резко в течение трёх месяцев весны и постепенно восстанавливаются два месяца лета. Но такое восстановление не перекрывает предыдущие потери производителей и ритейлеров, — подчеркивает эксперт. — Одна из основных причин такого положения — резкое снижение доходов людей, которые вынуждены экономить, в том числе и на товарах повседневного спроса».

Тем не менее, посткарантинные цены на одежду и обувь не щадят потребителей. Росстат засвидетельствовал, что цены на непродовольственные товары поднялись в июле в среднем на 3,1% в годовом исчислении. Во многом это связано с высокой долей импорта в данном ассортименте. Между тем, евро подорожал к рублю на 30% за семь месяцев, доллар — на 21%.

Впрочем, цифры продаж можно трактовать по-разному. Средний чек на одежду после выхода с самоизоляции составил 2243 рубля. Это на 2% выше, чем в прошлом году за аналогичный период. Такая динамика говорит о том, что отложной спрос дал всего 2% роста, констатирует ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. По его словам, люди бы и рады существенно потратиться на одежду и обувь, компенсировав вынужденную весеннюю паузу в обновлении гардероба, да доходы (упавшие с начала года на 5-8%) не позволяют.

Эксперты полагают, что цены на одежду растут не из-за жадности торговцев, пытающихся компенсировать многомесячные потери, а из-за роста курса рубля. Это обусловлено тем, что большинство производств находится за рубежом. Кроме того, те компании, которые шьют одежду внутри страны, все равно страдают от падения «деревянного», так как ткани закупаются не в России. Поэтому, чтобы оставаться конкурентными в условиях падения доходов населения, производители снижают качество товара.

Впрочем, большинство экспертов уверены, что несмотря на серьезные проблемы, рынок одежды сможет постепенно адаптироваться к новой реальности. Для этого компаниям придется урезать расходы, а также активно развивать онлайн-магазины. «Торговые точки могут стать меньше по размерам, могут закрыться какие-то флагманы, может быть ограничена примерка, но своих покупателей магазины одежды найдут всегда, — считает генеральный директор PGR agency Анастасия Бастрыкина, - В результате рынок одежды будет восстанавливаться несколько лет».

Ну а более близкая перспектива такова: с сентября можно ожидать сокращения средних расходов на одежду и обувь. Эффект отложенного спроса вскоре будет исчерпан, дети - собраны в школу, а уменьшение доходов никуда не денется. «Цены на одежду и обувь приблизительно будут соответствовать общей потребительской инфляции и способны подняться на 4-5% по данной категории товаров в годовом исчислении», — полагает Марк Гойхман.

Читайте также: "Как долго доходы россиян будут катастрофически падать"

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28369 от 21 сентября 2020

Заголовок в газете: Одежда без надежды

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру