Эксперт рассказал, как разводят владельцев банковских карт

«Слышите про службу безопасности банка, немедленно вешайте трубку»

В России почти вдвое увеличилось количество хищений с банковских карт. С начала 2020 года выявлено 107,2 тысячи таких преступлений. В прошлом году было наполовину меньше. Это данные Генпрокуратуры. Сейчас каждый пятый факт кражи в стране – это кража именно с банковской карты.

 «Слышите про службу безопасности банка, немедленно вешайте трубку»

Как рассказал «МК» заслуженный юрист России Юрий Жданов, хотя такие схемы принято считать «разводкой для пенсионеров», мошенники совершенствуются каждый день, и нередко их жертвами становятся якобы искушенные, продвинутые молодые пользователи Интернета.

Самые популярные сюжеты, которые используют телефонные мошенники – это мнимые кредиты, которые якобы взяты на имя гражданина, «подозрительные» транзакции по карте или покупки в тех точках планеты, где владелец карты никак не мог оказаться. Цель одна – сделать так, чтобы гражданин сам назвал номер карты.

По социальным сетям ходят легенды о том, как можно красиво и изящно «сделать» мошенников, которые представляются работниками службы безопасности банков и пытаются выпытать у клиентов данные их карт. Кто-то в ответ начинает рассказывать мошенникам истории несчастной любви, кто-то устраивает допрос и требует назвать ФИО руководителя банка, а кто-то попросту грубит (и заслуженно!) злоумышленникам… Однако самое грамотное, что можно сделать в такой ситуации – просто повесить трубку.

–Здесь есть важный нюанс: если человек сам добровольно называет номер карты и кому-то сообщает секретный код, банк справедливо отказывается возвращать средства, – рассказывает заслуженный юрист России Юрий Жданов, президент Всероссийской полицейской ассоциации. - Это считается согласием на операцию, даже если речь о мошенничестве. Поэтому главное, что мы можем сделать сегодня – сразу же уходить от общения. Как только вам говорят, что это служба безопасности, нужно вешать трубку: уже не единожды говорили о том, что настоящие банки никогда не звонят сами. Да, нам не хватает разъяснительной работы. Это новый вид преступления, и не во всех регионах оперативники готовы с ними справляться.

По словам эксперта, мошеннические колл-центры сегодня появляются повсюду, в том числе в местах не столь отдалённых, и отследить все «чёрные» телефонные номера просто невозможно. Поскольку фантазия мошенников безгранична, если «традиционные» схемы не работают, они придумывают что-то другое.

–Преступный мир совершенствует своё мастерство. Да, принято считать, что мошеннические схемы с телефонами – это для старшего поколения, всех призывают объяснять бабушкам правила безопасности. Действительно, до 80% жертв таких операций – пожилые люди, однако, по последним данным, и поколение 30-летних легко попадает под искусный обман преступников. Обычно они бьют по самому больному: например, сообщают, что близкий человек попал в беду, например, его сбила машина, и срочно нужны деньги хотя бы на такси до ближайшей больницы. Когда речь идет об эмоциях, многие теряют контроль, - продолжает Жданов.

В последнее время в социальных сетях часто появляются рекомендации не называть родных и близких в телефонной книжке «мама», «муж» и так далее. Логика проста: если ты ни у кого не записана как «мама», значит, тебе не придёт СМС с текстом «Мама, мне срочно нужны деньги», и вообще никто не решит поиграть на твоих родительских чувствах. Однако юрист уверяет: такая мелкая защитная мера никого не спасёт, поскольку «слив» информации идёт гораздо глубже. Например, через подкуп сотрудников телефонных компаний.

–Мы можем только догадываться, как глубоко мошенники проникли в нашу информацию, поэтому это не поможет. Сдержанность в социальных сетях – например, совет не афишировать, кто твои родители, супруга или супруг – тоже помогает лишь в 10% случаев. Мошенники всегда найдут новые уловки. Общий совет – не отвечать на телефоны и запросы, которые не можете идентифицировать, - добавил Жданов.