Из-за угрозы дефицита бензина чиновники созвали срочное совещание

Ручное управление топливным рынком снова не сработало

Ручное управление российским топливным рынком снова оказалось единственным дееспособным инструментом, за счет которого чиновники могут удержать внутренние цены на бензин в обещанных пределах инфляции (по итогам года она не должна превысить 4%). Признаки того, что тарифы на АЗС будут расти гораздо быстрее остальных потребительских цен, возникли в начале января, когда поставки нефти на отечественные перерабатывающие заводы упали до уровня 2011 года.

Ручное управление топливным рынком снова не сработало

На спешно созванном совещании вице-премьер Александр Новак и руководители заинтересованных ведомств – Минэнерго, ФАС - убедили глав нефтяных компаний нарастить переработку и запасы топлива, а также увеличить предложение на биржевых торгах, что сдержит ценовую динамику. Однако, как полагают эксперты, ближе к лету, когда вырастет активный спрос на горючее, россиян может ожидать очередной всплеск стоимости бензина и профильным чиновникам придется снова вызывать нефтяных генералов на переговоры.

Созвать срочное совещание, посвященное ценам на бензин, чиновников вынудила тревожная ситуация, которая возникла на топливном рынке страны. Спрос на горючее в России в середине прошлого года сократился на 30-50%, что привело к падению поставок «черного золота» на отечественные заводы, по системе «Транснефти» на 5%, согласно оценке агентства Argus. Большинство экспертов забили тревогу. В частности, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, стратегические запасы топлива оказались в стране на критически низком уровне. Возникла угроза дефицита бензина и возможного резкого роста цен на горючее.

«Введенные прошлой весной карантинные меры повлияли на потребление нефтепродуктов в России. После падения спроса на топливо, которое в ряде регионов России, по оценкам Минэнерго, достигало 40%, был снижен минимальный порог на продажу топлива на бирже, а также введен запрет на импорт бензина и дизеля. После снятия карантинных ограничений, в стране произошел резкий рост спроса при низком предложении, поэтому ситуация в топливном рынке снова обострилась», — поясняет эксперт топливного рынка, доцент Алиса Храмова.

До последнего времени российские власти пытались добиться стабилизации цен на бензин и другие виды моторного топлива за счет так называемого демпферного механизма, принцип которого заключается в следующем: при высоких ценах на нефть добывающие компании получают компенсацию из бюджета, чтобы не повышать внутренние розничные цены; при низких мировых котировках на «черное золото» сами перечисляют в бюджет сверхприбыль от повышенного экспорта.

«Безусловно, решение о наращивании производства и запасов бензина в преддверии сезонного роста спроса - абсолютно правильное. Это поможет поддержать оказавшиеся в сложном положении российские НПЗ и снизит риски значительного роста цен, особенно этой весной, — уверен эксперт информационно-аналитического центра Hamilton Антон Гринштейн. — Но говорить, что благодаря этому решению угроза роста цен на бензин исчезла, тоже неверно. Даже в рамках ручного регулирования, мы видим накапливающиеся проблемы, связанные с необходимостью пересмотра параметров демпфирующего механизма».

«История с ростом цен на бензин в России — уникальная. Бензин дорожает, когда нефть идет вверх, и продолжает дорожать, когда нефть идет вниз. От котировок «черного золота» практически ничего не зависит: две трети цены на горючее в нашей стране формируют акцизы, налоги, сборы, заработок всех звеньев цепи, от производителя до продавца. По сути, власти и нефтяные компании компенсируют друг другу то, что не могут больше заработать на акцизах и налогах, забывая об интересах рядовых автолюбителей», — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

«После совещания Новака с нефтяниками, где было согласовано совместное решение об увеличении поставок сырья на биржу и перерабатывающие заводы, возникла надежда, что топливной голодовки в России и, тем более, резкого удорожания горючего можно будет избежать, — рассуждает Гринштейн. — Тем не менее, резкое и сильное изменение цен — показатель накопившихся дисбалансов, который свидетельствует о неэффективности экономической нашей системы».

По словам эксперта, в России таких дисбалансов становится все больше и сами по себе они не исчезнут. «Для изменения ситуации необходимо снижение роли государства в экономике, на которое чиновники никогда не пойдут. Поэтому потребность в ручном управлении все большим количеством процессов на топливном рынке будет преобладать, хотя оно работает далеко не всегда эффективно», - утверждает эксперт. Что же касается перспектив рынка бензина, то даже если демпфирующий механизм сработает, уже весной АИ-95 может вырасти с нынешних 48,5 до 51 рубля за литр, предупреждает Гринштейн.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру