Телефонные мошенники начали атаковать ипотечников

Президент Всероссийской полицейской ассоциации рассказал о противостоянии разводкам

«Здравствуйте, это менеджер вашего банка. Только что мы остановили подозрительный перевод, вы подтверждаете этот платёж?» Подобную фразу мошенников хоть однажды слышал каждый владелец банковской карточки. В последнее время появилась новая схема обмана, и её потенциальные жертвы – те, у кого есть ипотека.

Президент Всероссийской полицейской ассоциации рассказал о противостоянии разводкам

Новый алгоритм, о котором сообщают клиенты банков, выглядит так: аферисты узнают о наличии у человека ипотечного кредита (с подробностями вроде суммы ежемесячного платежа и даты), в нужный день звонят от имени банка и спрашивают, как клиент собирается платить – через приложение или банкомат. Затем сообщают: реквизиты банка изменились и присылают якобы «новую» ссылку (на самом деле она ведёт на счёт злоумышленников). Поскольку первые слова в разговоре – точное знание даты и суммы платежа – внушает доверие, люди попадаются на эту удочку и теряют деньги.

Подробнее о проблеме телефонного мошенничества мы побеседовали с президентом Всероссийской полицейской ассоциации, генерал-лейтенантом Юрием Ждановым.

– В таких ситуациях возможен только один вариант действий: прекратить любые разговоры и обязательно связаться с банком. Чтобы перепроверить информацию и сообщить номер, с которого вам звонили и пытались обмануть. Это забота банка – блокировать такие номера и затруднять работу мошенникам, которым приходится регистрировать новые и новые телефоны. Помните: всё то, что касается перевода средств, не может быть основано на доверии.

Учитывая реалии современного мира, я уверен, что в разговорах с банками возможна только односторонняя схема – клиент всегда звонит первый! Даже если ему звонят действительно из банка – он кладёт трубку, а потом перезванивает сам и продолжает разговор. Только так можно быть уверенным в безопасности. Мошенники, которые работают на телефонах, знают множество способов войти в доверие и заставить человека совершить перевод так, что это потом нельзя оспорить, к сожалению. Человек сам называл свои данные вслух? Сам нажимал на кнопки? Так какие претензии к банку в этом случае? Именно поэтому нужно быть начеку.

– К стандартным сценариям поведения телефонных мошенников мы привыкли: мол, ваш родственник попал в беду, или от вас поступила заявка на кредит, или другой вариант – подтверждаете ли вы перевод для Иванова Ивана Ивановича в Хабаровск… Теперь новое слово – ипотека. Почему так?

- За последнее время в связи со снижением ипотечных ставок резко увеличилось количество выданных ипотечных кредитов. Появилось очень много неофитов в этом вопросе – в десятки раз больше, чем год назад. Тема очень горячая. Соответственно, мошенники посчитали возможным использовать этот ажиотаж. Почему не потребительский кредит, которых тоже много? Не могу сказать точно, но уверен, что скоро мошенники и до этого додумаются.

– Многие  пробуют поддержать разговор: подыгрывают мошенникам, издеваются над ними, используют тюремный жаргон… Что вы скажете о таком способе развлечься?

- Я бы не стал играть в эти игры. Помните, что по ту сторону телефонной трубки – тонкие грамотные психологи, которые в какой-то момент могут всё-таки вас перехитрить и выманить нужную им информацию. Единственный верный способ – повесить трубку и отмахнуться от них, как от назойливой мухи. Или, если есть какие-то сомнения, перезвонить в банк.

Справка «МК»

С 2009 года в России было выдано порядка 10,57 млн ипотечных кредитов – улучшить свои жилищные условия смогла каждая пятая семья.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28478 от 12 февраля 2021

Заголовок в газете: Клиент всегда звонит в банк первым