Перспективу подорожания мяса на 30% связали с кукурузой и соей

В противостоянии аграриев против ритейлеров пострадают потребители

Мясопереработчики обратились к ритейлерам с требованием поднять цены на свою продукцию для потребителя: себестоимость сырья и кормов выросла, а издержки производства покрывать нечем. Продавцам, в свою очередь, невыгодно повышать стоимость товара: потерявшие за минувший год доходы потребители просто не будут покупать дорогой продукт, и спрос может рухнуть. Минсельхоз же разводит руками и заявляет, что не видит оснований для подорожания продукции.

В противостоянии аграриев против ритейлеров пострадают потребители

Эксперты рынка убеждены, что из-за конфликта интересов производителей и продавцов в любом случае пострадает потребитель. Если ритейл откажется поднять закупочные цены — ряд производителей схлопнется, со временем возникнет дефицит товара, а вместе с ним грядет подорожание. В случае, если торговые сети пойдут на поводу у производителей, ценники в рознице перепишут в большую сторону уже в ближайшее время.

Национальный союз мясопереработчиков (НСМ) просит, чтобы торговые сети подняли цены на колбасы, полуфабрикаты и прочие мясные товары для конечного покупателя. В НСМ обосновывают свою просьбу резким ростом цен на сырье и на корма типа сои и кукурузы. Но торговые сети, со своей стороны, терпят убытки из-за снижения среднего чека и спроса в магазинах. Чтобы не обвалить потребительский спрос окончательно, ритейлеры заинтересованы в сохранении прежних цен на продукцию.

Минсельхоз уже заявил, что не видит оснований для роста цен на мясных прилавках. Отметим, что цены на мясо и птицу в январе 2021 года поднялись на 4,1% по сравнению с январем 2020-го, по данным Росстата. И это при общем подорожании продуктов питания на 7,6% за данный период.

Понятно, что производители добиваются повышения закупочных цен из-за роста стоимости зерна, электричества, топлива, витаминов, лекарств для животных и прочего. Они не могут торговать своей продукцией с нулевой наценкой. И все же основная составляющая себестоимости мяса — это корма. В последнем квартале прошлого года резко увеличилась стоимость зерновых культур. Сперва подорожали кукуруза и пшеница, а потом и соя рванула вверх.

Получится ли у мясопереработчиков добиться желаемого — это вопрос, но если их ждет успех, то продукция серьезно подорожает, считает член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике в Торгово-промышленной палате РФ Анна Вовк. «Если цена на бирже за тонну сои была $200, а стала $400, то можно предположить, что рост стоимости конечного продукта составит минимум 30%», — подсчитала представитель ТПП.

Минсельхоз же, по словам экспертов, смотрит на тенденции внутри страны, но если взглянуть на ситуацию в глобальном масштабе, то во всем мире произошло снижение объема продаж мяса при тенденции к росту цен: разорвались цепочки поставок, закрывались фабрики, животноводы меньше производили скота. И теперь скот будет либо в меньшем поголовье, либо будет поставляться на фабрики недокормленным, что скажется на стоимости мяса — больше костей, меньше белковая составляющая.

«Позиция Минсельхоза не совсем понятна — о том, что цены будут расти, ассоциации сельхозпроизводителей начали предупреждать еще год назад, в начале пандемии, и когда рубль резко начал снижаться к доллару и евро», — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

По мнению эксперта, либо министерство всем производителям «закрутит гайки», что вряд ли получится в рыночных реалиях, либо придется смириться с тем, что цены на мясную продукцию выросли и продолжат расти вместе с себестоимостью, а производителям нет смысла торговать себе в минус.

Вся надежда на то, что ритейлеры все-таки не пойдут на существенное увеличение закупочных цен на мясо, говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. «Ограниченные доходы людей не позволят делать адекватные лоббируемому повышению накрутки в торговле, — рассказывает он. — Поэтому избыточные хотелки мясопереработчиков вряд ли будут удовлетворены полностью».

Эксперты подчеркивают, что, если закупочные цены не вырастут, производители не смогут рассчитаться с кредиторами и покрыть все издержки, а для того, чтобы не схлопнуться и остаться на рынке, предприятия будут экономить на качестве своего товара, придумывать новые уловки: усушки и утруски.

«Сильнее всего подорожает чистое мясо (говядина, свинина). В колбасе и сосисках можно изменить рецептуру, дополнив более бюджетными ингредиентами, чтобы сохранить стоимость для конечного потребителя. Курица — наиболее быстрый по выращиванию продукт, на ней в меньшей степени скажется кормовая составляющая, поэтому она может подорожать на 20–25%», — прогнозирует Анна Вовк.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28481 от 17 февраля 2021

Заголовок в газете: Потребитель падет жертвой мясников

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру