России придется защищать «Северный поток-2» на территории Германии

Эксперты рассказали, какие проблемы ждут газопровод после выхода на сушу

Короткое затишье, возникшее после заявления президента США Джо Байдена о непродуктивности попыток заморозить строительство «Северного потока-2», прервалось сразу несколькими событиями. Негативной новостью для России стал новый иск немецких активистов, продолжающих обвинять проект в подрыве экологической безопасности Европы. В то же время начались засекреченные переговоры правительственных чиновников Берлина и Вашингтона о дальнейшей судьбе газопровода.

В то же время достройка трубы в водах Балтики ведется и она с каждым днем становится все ближе к точке выхода на берег. Впрочем, и на суше проект рискует столкнуться с новыми препонами. Сможет ли «Газпром» защитить свои интересы после того, как газопровод будет готов к эксплуатации, рассказали эксперты.

Эксперты рассказали, какие проблемы ждут газопровод после выхода на сушу
Фото: nord-stream2.com

Главным негативным событием для «Северного потока-2» в последние дни стал очередной запрос немецкой природоохранной организации Deutsche Umwelthilfe (DUH) в Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии (BSH) ФРГ с требованием заморозить недостроенный участок газопровода до проведения полной проверки его влияния на окружающую среду. Защитники природы уверены, что работа СП-2 приведет к увеличению выбросов углекислого газа в Европе на 100 млн тонн ежегодно, и намерены опротестовать выданное три года назад оператору Nord Stream 2 разрешение на укладку труб с мая по сентябрь 2021 года.

Стоит отметить, что буквально накануне подачи нового иска немецких активистов, экологичность российского проекта поставила под сомнение глава Минэнерго США Дженнифер Грэнхолм, назвавшая российское сырье «самой грязной формой природного газа» на Земле.

Протест DUH стал уже пятой попыткой экологов Германии наложить мораторий на сдачу морского отрезка «Северного потока-2» «под ключ». Предыдущие аналогичные претензии не получили одобрения со стороны профильных немецких ведомств. На этот раз чиновники BSH также подтвердили, что тщательно изучат жалобу природоохранной организации, однако при этом заявили об отсутствии угрозы газопровода для флоры и фауны Балтийского моря, которая могла бы стать основанием для приостановки строительства.

По мнению эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, очередной демарш немецких экологов, скорее всего, также останется без удовлетворения, и даже не пройдет стадию предварительного рассмотрения, поскольку аргументы противников СП-2 становится все более зыбкими. Если ранее защитники природы, пытаясь остановить строительство трубы, ссылались на конкретные вещи — возможный ущерб популяции трески и сокращение мест гнездования птиц, то теперь ищут общие климатические обоснования, пророча увеличение выбросов парниковых газов. «Угрозы таких экологов абсурдны: по современному газопроводу будут поступать не дополнительные объемы газа, а то топливо, которое сейчас идет через Украину. А действующий украинский маршрут не только по более протяженный маршруту, но и гораздо менее экологичный. Киев только обещает сократить выбросов парниковых газов своей промышленности, но эти посулы они собираются выполнить не ранее 2030 года», — отмечает эксперт.

В связи с этим большее внимание стоит уделить германо-американским переговорам, которые в первые дни лета прошли в Вашингтоне и были посвящены вопросам будущего «Северного потока-2». Об официальных итогах участники встречи стараются не распространяться, однако, как сообщает издание Handelsblatt, визит немецкой делегации в США не принес прогресса в противостоянии вокруг газопровода, что косвенно свидетельствует о продолжении санкционной эпопеи.

В то же время, строительство трубы ведется сейчас довольно быстрыми темпами. Как заявил вице-премьер Александр Новак, по дну Балтики осталось проложить всего 100 км, после чего СП-2 можно будет подключать к европейским распределительным сетям.

Между тем недостроенный участок может оказаться даже короче озвученной чиновником дистанции. По данным навигационного портала Vesselfinder, для завершения нитки «В» газопровода в немецких водах российской трубоукладочной барже «Фортуна» осталось уложить менее 2 км маршрута, а отрезок ветки «А» до конечной точки, над которой работает «Академик Черский» в водах Дании, сократился до 60 км. Более того, «Газпром» уже приступил проверке пусконаладочного оборудования и готов испытать ряд объектов СП-2 в тестовом режиме на практике.

«После признания Байдена в бесперспективности попыток помешать завершению морского участка трубы, администрация США перенесет фронт борьбы с «Северного потока-2» на его сухопутную часть, и сосредоточится на том, чтобы проект после ввода в эксплуатацию был загружен не на полную мощность», — полагает ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.

Без помощи европейцев в таком случае Вашингтону не обойтись, поскольку только в руках стран Старого Света остается «дееспособный» рычаг давления на трубопровод — Газовая директива ЕС, требующая от владельцев межнациональных сырьевых магистралей допуска в трубу сторонних поставщиков. Вполне возможно, что именно этот вопрос был главной темой последних переговоров Берлина с Вашингтоном, причем, скорее всего, американская сторона прозрачно намекала, что Европе самое время воспользоваться таким инструментом.

В настоящее время выполнить условие Газовой директивы ЕС нашей стране достаточно затруднительно — ресурсная база СП-2 ориентирована на Южно-Русское месторождение в Западной Сибири и не предполагает подключение к поставкам сырья иных производителей. Тем не менее, выход все-таки остается. «Во-первых, «Газпром» может попытаться добиться для себя исключения, поскольку новая труба через несколько лет заменит существующую украинскую газотранспортную систему, и работа СП-2 не приведет к снижению конкуренции на топливном рынке Европы, — отмечает Юшков. — Во-вторых, российская монополия может перенести точку приемки газа на 12 миль от берега (на этой дистанции не действует Газовая директива). Как раз в этой точке «голубое топливо» уже поступит в распоряжение европейских компаний, и требование директивы формально будет выполнено».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру