Эксперт рассказал о "логистическом апокалипсисе" на границе России и Грузии

"Грузоперевозчики льют крокодиловы слезы из-за огромных простоев"

Минпромторг заявил, что поддерживает ограничение въезда для грузоперевозчиков из ЕС по белорусскому сценарию, разрешив только перецепку. В апреле Белоруссия запретила перемещение по своей территории фурам с европейскими номерами. Можно ли утверждать, что Россия примет аналогичное решение, разрешив только перецепку доставленных из Европы грузов на фуры с российскими номерами? Чем это грозит отечественному бизнесу и российским потребителям? Каких товаров рискуем лишиться? Об этом «МК» рассказал президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

"Грузоперевозчики льют крокодиловы слезы из-за огромных простоев"

- Сейчас перевозчики льют крокодиловы слезы из-за огромных простоев, - сообщил Коваль, - Из противников ответных мер пока только министр торговли и промышленности Денис Мантуров согласился на такую меру. Но если изменилось его мнение, то вероятно можно ожидать подвижек и от иных противников данного шага - Минсельхоза и Федеральной таможенной службы.

-Что все-таки происходит по обеим сторонам границы с Грузией? По имеющейся информации, тысячи фур встали на территории Грузии в направлении России.

- Многие перевозчики сменили маршруты с европейских на Турцию. В результате их машины оказались в тяжелой ситуации. Грузинские пограничники и таможенники совместно с полицией проводят селекцию грузового автотранспортного потока. Автомобили с российской, белорусской и армянской регистрациями стоят в «колейке», которая с разрывами и промежуточными стоянками растянулась в общей сложности примерно на 400 км! Автомобили с другой регистрацией пропускаются с небольшими, почти стандартными для этих мест задержками. В приватных разговорах грузинские полицейские прямо заявляют водителям: «Вы же сами хорошо знаете, почему стоите».

Одна из российских компаний, которая раньше в основном работала на Европу, имеет в отстое в очереди десятую часть всего своего парка — около 50 машин. И это только у одной компании! Неформально разговоры ходят о том, что проблема носит исключительно политический характер. В день пропускают какое-то смешное количество машин. Люди не знают, что делать. Перевозчики начали обращаться за помощью в российский МИД. Но в ответах министерства читается, что оно не видит наличие проблемы.

Между тем, особенно большая проблема у перевозчиков скоропортящихся товаров и продуктов. Некоторых грузинские пограничники пропускают относительно быстро, ставя свои отметки в транспортные документы, а у других груз уже или испортился, или они повезли его обратно.

- В обратном направлении на территории России ситуации лучше, но очереди тоже огромные. Правда, деления потока по регистрации не существует. Накануне пресс-служба Минтранса России по пункту пропуска «Верхний Ларс» (пограничный переход в Северной Осетии) сообщила, что к настоящему времени принятые меры позволили увеличить пропускную способность пункта до 2300 машин, из которых 1000-1100 грузовых. «В связи с возросшим объемом перевозок, на выезде из России в сторону Грузии сейчас находятся порядка 900 грузовиков, среднее время оформления которых не превышает 2-3 дней», — говорится в пресс-релизе. Эти цифры соответствуют действительности?

- Это классический ответ чиновников. Есть впечатление, что они считают только те машины, которые могут увидеть. Принцип подсчета оставляет желать лучшего.

- Можно ли оценить издержки от сложившейся ситуации?

- Пока официального запрета на ввоз товаров из Европы нет, но потери компаний уже колоссальные. Простой, лизинговые платежи, зарплаты водителям, дополнительные суточные... Кроме того, в договорах перевозки простой на границе не учитывается, поэтому грузовладелец за него не заплатит. Это чистые потери перевозчиков.

- Как эта ситуация может отразиться на российских компаниях и обычных потребителях?

- Цепочки поставок прерываются. На отдельных складах могут возникнуть проблемы. Каких-то товаров просто не будет. Часть потока идет в Турцию через паром из Новороссийска, который стоит безумных денег (ставка за перевозку грузовиков около $3 тыс.). Из Турции сейчас идет много комплектующих.

- Ранее наше деловое сообщество критиковало белорусский сценарий запрета на въезд из ЕС. Как дело обстоит сейчас?

- Мнения разделились. Грузовладельцы протестуют. Но, на мой взгляд, все-таки запрет на перецепку и перегрузку товаров на границе поспособствует некоторому снижению ставок, а самое главное – сохранит российскую автотранспортную отрасль, ее самую профессиональную часть – международных перевозчиков. Логистика может стать несколько дешевле.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру