Нашлись российские поставщики ИКЕА: все то же, но дороже

Купить "икеевские" товары можно у производителей, но ассортимент гораздо скучнее

«Импортозамещение» — в этом году ключевое слово для российского потребительского рынка. Например, в области товаров для дома мы никак не можем «отгоревать» об уходе шведской «ИКЕА» с полунеработающим сайтом ее распродажи. Правда, вообще-то очень многие товары для этого бренда производились на российских предприятиях — и значит, их полные аналоги никуда не уходят. Бери и покупай. «МК» проверил ассортимент российских поставщиков бренда и узнал, что удастся импортозаместить без стояния в очереди.

Купить "икеевские" товары можно у производителей, но ассортимент гораздо скучнее

По соцсетям прокатился — видимо, в качестве таблетки успокоительного для «икеезависимых» — список из полутора десятков российских брендов, изготавливавших продукцию для шведской сети. Вот, мол, все в порядке, ничего не исчезает. Внимательное изучение этого списка (в соцсетях он предусмотрительно идет без гиперссылок) оставляет далеко не такое радужное впечатление.

Дорого и скучно

Итак, кухни для «ИКЕА» делали российские предприятия — «Шатура» (каркасы и ящики), «Вардек», «Ангстрем», «Строймастер» (столешницы и фасады). Идем на сайты этих известных и помимо шведской марки производителей — видим там... отечественные кухни, наверное, достаточно качественные, но «не икеевские». Тех самых фасадов (например минималистических и при этом из массива) — а главное, того самого универсального конфигуратора для кухонь там, разумеется, нет.

Заметим, что очень многие выбирали кухни в «ИКЕА» именно потому, что это был самый простой и ненавязчивый способ обзавестись современным комплектом мебели, к тому же почти все компоненты всегда были в наличии (чего не скажешь о многих отечественных производителях, чьей продукции с установкой приходится порой ждать месяцами).

Следующий пункт: постельное белье, которое, как мы с радостью узнали, производится в Шуе (Ивановская область) под брендом YERRNA. Такая марка действительно существует — и, о радость, там есть те самые простыни на резинке (правда, в два-три раза дороже, чем в «ИКЕА»). Но вообще выбор расцветок там невелик и сводится к коричневатым, синеватым и бежеватым тонам (иногда с красивыми однотонными цветочками). Дорого, богато, немарко, практично. А вот «веселенькую» часть икеевского спектра постельного белья в Шуе, может, и выпускали для шведов — но под своей маркой не продают. Возможно, тут дело в том, что узоры ситцев защищены авторским правом — но ведь и отечественных узоров, чтобы при этом было ярко и весело (вплоть до детских паровозиков), нет как нет.

О матрасах «ИКЕА» мы и раньше знали, что это на самом деле «Аскона» из города Коврова Владимирской области. Правда, под собственной маркой они несколько дороже. А вот «автором» кроватей в списке импортозамещения значится уже упомянутый «Ангстрем»: кровати там действительно делают, но дешевле 40 тысяч за единицу на сайте производителя ничего попросту нет. Простые серии с сосновыми спинками или вовсе без таковых — где вы? Остались в программе шведского бренда, для российского это, видимо, слишком простенько. Теперь кожаные диваны: их делают в Рязани на фабрике «Кожпроммебель». Да, верно, есть такие: отменно скучная кожаная мебель, которая и в шведском гипермаркете стоила дороговато, и под российской маркой не дешевле.

Умеем в текстиль

А вот полотенца: они, как выяснилось, в «ИКЕА» были производства Донецкой мануфактуры (не ДНР, а Донецк Ростовской области). И тут можно сказать — да, полотенца примерно те же самые, однотонные базовые, никакой разницы. Но, как водится, подороже, чем было в желто-синих гипермаркетах.

Скамейки, стулья, шезлонги, а также подушки для них — российская «Бельвита». Тут тоже практически без обмана: делают те самые удобные накладные подушки для деревянных стульев, никакой разницы. Правда, чтобы найти в продаже их садовую мебель, придется попотеть, на больших российских маркетплейсах их нет.

Вообще текстиль (чем Россия была славна еще в XIX веке) оказался де-факто наименьшей из возможных проблем. Другой вопрос, что российские предприятия (и тут речь уже не только о замещении «ИКЕА», но и о производстве вообще) гораздо чаще предлагают услуги по отшиву и изготовлению изделий по заказу, чем продвигают собственные линейки. Например, в Кимрах Тверской области трикотажная фабрика (после того как низведены до минимума обувные) — это предмет гордости жителей. Однако на официальном сайте каталога готовой продукции просто нет — есть предложение заказать изделия того или иного класса. Если вы дизайнер с деньгами — это интересное предложение. Если же обычный покупатель — такое импортозамещение вам ничем не поможет.

Еще хорошо с пластиковыми штучками вроде коробочек и детских стульев с дутыми разлапистыми ножками. Они — те самые — доступны под брендом Econova, правда, стоят некоторые позиции, как мы уже привыкли видеть в этом списке, неразумно дорого (например, пластиковый лоточек с ручками — симпатичный, конечно, — 600 рублей, и никак не меньше).

Вещи есть, системы нет

В итоге практически все вещи, за которыми жители миллионников ездили в «ИКЕА», у нас действительно остались. Но: а) несколько дороже, б) чаще всего скучнее в дизайнерском смысле и, наконец, в) их нельзя приобрести на одной площадке. А ведь именно в этих трех составляющих — цена, дизайнерская системность и возможность купить все за один «сеанс» — состояло главное преимущество шведской сети.

— Сильной стороной крупных международных торговых марок стало создание универсальных вещей-функций — таких, которые покупатель может взять быстро, не раздумывая, и они обязательно подойдут, — рассуждает ведущий закупщик отечественной сети товаров для дома Татьяна Барсученко. — Они подходят, когда нет настроения на долгий шопинг, а нужен «просто шкаф», «просто постельное белье», «просто черная водолазка». Это своего рода конструктор: «ИКЕА» в дизайне квартиры и, например, «Юникло» в моде давали возможность создать из своих товаров базу и уже на нее наращивать дополнительные компоненты.

И если, добавим, за последние годы у нас появилось множество небольших, но удачных дизайнерских брендов, то эту самую «базу» еще необходимо создать. И кандидатов на вакансию «магазина-интегратора» в разных секторах рынка взамен выбывших глобальных игроков пока не видно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28827 от 19 июля 2022

Заголовок в газете: Незаместимых у нас нет?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру