Эрдоган ударил по России: проход через турецкие проливы пятикратно подорожает

Российский зерновой экспорт рискует застрять на Босфоре

Согласитесь, что после введения «ядерных» антироссийских санкций мир стал другим. Заговорили о зиме, которая близко и которую могут пережить не все страны — из-за высоких цен на энергоносители. Кипят страсти вокруг голода планетарного масштаба — опять-таки, цены на еду будут «кусаться». Да что там хлеб наш насущный! Проливы Босфор и Дарданеллы, не раз воспетые поэтами разных эпох, и те дорожают на общем фоне ожидаемых катаклизмов. И к нашему зерну это имеет самое прямое отношение!

Российский зерновой экспорт рискует застрять на Босфоре

тестовый баннер под заглавное изображение

Союз экспортеров зерна России сообщил, что Турция намерена резко повысить стоимость сборов с торговых судов за прохождение через проливы Босфор и Дарданеллы. Над ними Анкара имеет суверенитет по Конвенции от 1936 года. Что позволяет ей по своему усмотрению регулировать цены на проход судов, но в соответствии с международным морским правом. По некоторым оценкам, если сейчас эти проливы приносят бюджету Турции 40 миллионов долларов в год, то после «корректировки» цены — 200 миллионов.

С точки зрения буквы закона - никаких претензий. Однако нынешнее решение турецких властей создает вполне определенные и дополнительные трудности для экспорта российской пшеницы, которую сегодня ждут во многих странах мира. Ведь угрозу голода, анонсированного ООН, никто не снимал и здесь необходимо приложить все силы, чтобы ни одна страна не осталась на голодном пайке.

Так в чем суть внезапно возникшей проблемы? После сделки по экспорту украинской пшеницы месяц назад, которая торгуется с существенным дисконтом, снизились цены на продукцию на мировых рынках, в том числе на экспортное зерно из России.

Теперь вот последовал второй удар по отечественным крестьянам. Повышение названных сборов за «проплыв» (турецкие СМИ анонсируют 5-ти кратное поднятие цены с 7 октября!) автоматически ведет к повышению цен на аренду крупнотоннажных судов — а в России таких плавсредств практически нет! И на страхование грузов.

Российские экспортеры отмечают, что в результате «зерновой сделки», с Москвы обещали снять санкции по вывозу урожая. Обещания такие давали не клерки каких-то ведомств, а самые высокие чиновники, облеченные, так сказать, доверием и властью. Но ограничения скрытые или явные, по сути, никуда не делись. Европейские страны по-прежнему запрещают сдавать под фрахт свои суда России, страхованием грузов занимаются, как правило, компании из Старого Света, которые заламывают цены за свои услуги. Что в итоге, как снежный ком, наматывается на стоимость товара для конечного покупателя. 

А сейчас еще и дополнительные поборы — за Босфор и Дарданеллы...

Отгрузка пшеницы в черноморские порты — один из главных путей экспорта российского продовольствия. Этот процесс идет круглогодично, но октябрь, в силу погодных условий, один из самых удобных месяцев для судоходства.

Напомним, что в минувшем году Россия экспортировала около 36 миллионов тонн пшеницы. Планы на нынешний, удачный для хлеборобов год — наполеоновские: порядка 43 миллионов. Такие объемы могли бы заметно снизить накал в дискуссиях об ожидании глобального продовольственного кризиса. . 

Но темпы вывоза российской пшеницы в нынешнем сельхозгоду сильно снизились по отношению к прошлому году. Эксперты говорят, дескать, не до жиру:  в условиях скрытых санкций, повторить бы результат 2021 года. 

Во второй половине осени на реках прекратится навигация, потом начнутся шторма на Черном и Азовском морях, а потом и вовсе «праздник к нам приходит» -  Рождество и Новый год. На финансовых и прочих рынках  наступает снижение деловой активности. Громадье экспортных планов по зерну может вообще остаться на бумаге. 

Как считает директор по информационно-аналитическому обеспечению российского Зернового союза Елена Тюрина, повышение сборов за прохождение судов через Босфор и Дарданеллы может в целом повлиять на спрос на российскую экспортную пшеницу. Не говоря уже о ее поставках в бедные страны африканского континента. 

Что особенно обидно, наша пшеница более конкурентоспособна по сравнению с европейской.

- Она на 17 долларов за тонну стоит дешевле, - говорит она. - Это весьма существенная скидка, ведь страны закупают сотни тысяч тонн сразу. Если бы не «скрытые санкции» и не препятствия, которые нам чинят европейские чиновники, мы могли бы здорово поддержать своими зерновыми мировой рынок.

Однако существующие цены все равно остаются высокими для самых бедных стран. Поэтому из-за высоких цен практически нет поставок в Центральную и Южную Африку: Сенегал, Нигерию, Камерун, Танзанию... Небольшие объемы отгружены только республике Конго. Из-за «скрытых санкций» и накрутки цен, эти и некоторые другие государства вообще могут остаться на голодном пайке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28858 от 31 августа 2022

Заголовок в газете: Из проливов в порожнее

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру