Раскрыт обман с этикетками на дорогих российских "экологичных" продуктах

Как распознать мошенников

Любая женщина знает: если расшатались нервы, нужно прошвырнуться по магазинам. Впрочем, многие мужчины тоже этим грешат. Шопинг ведь намного дешевле похода к психологу. Например, моя соседка Изольда Павловна всегда тщательно готовится к походу в супермаркет: не только торжественно одевается, но и берет с собой большую лупу. Зачем? А чтобы перед принятием решения о покупке тщательно изучить состав продукции. Это ведь не новость, что ради наживы на доверчивых покупателях многие производители используют уловки, маркетинговые ходы и даже прикрываются «зеленым камуфляжем» — гринвошингом. Слышали про такой термин? Гринвошинг (от английского greenwashing) — недобросовестная маркетинговая стратегия, при которой компания создает экологичный образ своего продукта. Но на самом деле это не соответствует действительности. В нашей стране гринвошинг сегодня развивается стремительно. Полки магазинов завалены товарами с приставками «ЭКО», «БИО», «100% натурально» и т.д. Но эксперты предупреждают, что большинство из такого экологического разнообразия — закамуфлированный обман.

«МК» совершил путешествие по залам магазинов известных торговых сетей и с пристрастием взглянул на повседневный ассортимент товаров.

Как распознать мошенников

О счастливых коровах и неуколотых курах

Оказывается, неторопливое времяпровождение в залах магазинов с регулярным изучением надписей на упаковках и этикетках продлевает жизнь. Почему? Да потому что тут можно посмеяться до слез.

В секции молочной продукции я узнала, например, что молоко от «племенных коров непривязного содержания» стоит значительно дороже, чем тот же продукт от обычных коров, которых привязывали. Интересно, как проверить сие обстоятельство? И вообще, как конкретно данный факт влияет на состав молока? Тайна, покрытая мраком.

Тут же рядом на полке — товар много дешевле с интригующей надписью «ежедневно заботимся о самочувствии коровок и точно знаем, что каждая из них счастлива». Интересно, а чем и как производители измеряют уровень счастья у коров? Может, они регулярно организуют для них свидания с быками?

В секции «мясо птицы» стало еще веселее. Оказывается, бывают куры «без инъекций» и «без хлора», но вот парадокс: стоят они примерно столько же, сколько и куры «из первых рук». Последних, видимо, моют хлором и колют, но все это делает один человек, вернее, его руки, которые «первые». Это тоже дорогого стоит. По крайней мере, такая картинка вырисовывается или я чего-то и не понимаю?

На другой упаковке с птицей тоже не было надписей, что они «без инъекций», но зато было указано, что это «чистый продукт без вредных добавок». Получается, что тех кур, которые мне встретились раньше, вредными добавками, скорее всего, пичкали. Ведь надписи-то на них не было, что они «без вредных добавок». А этих, которые точно «без добавок», могли чем-то и уколоть. Возможно, витаминами. Но напрямую об этом — ни слова. Потом встретились яйца опять же от «счастливой курицы», которая бегала на «собственной ферме». Я открыла коробку — может, они «золотые», судя по цене. Но нет, обычные, в них, скорее всего, был «гормон радости», доставшийся от «счастливой курицы». Еще встретились помятые грибы, «тщательно и бережно отобранные», майонез из «собственного подсолнечного масла» «без консервантов», где в составе мелкими буквами консерванты все-таки были указаны, и в большом количестве. Упаковка ведь все стерпит. А покупатель?

Смех смехом, но любой искушенный человек наверняка задумается: «А зачем, собственно, производитель пишет такую откровенную чушь? Чтобы привлечь внимание к своему товару, потому что за такую цену никто его не покупает? Чтобы подтолкнуть человека купить именно данный продукт?» В любом случае совершенно очевидно, что производители рассчитывают либо на дураков, либо на то, что у человека нет времени досконально изучить предмет, который он собрался купить.

— Мы исследовали такой ассортимент и сделали вывод: подобные надписи абсолютно не гарантируют качество. Показательным примером стало, например, исследование растительных напитков (аналогов молока). Многие производители его маркируют как «растительное молоко». По итогам экспертизы на 58% продукции производители использовали в маркировке термин «молоко», но он не соответствовал содержанию. Встречались также определения milk/moloko или отсылка на него, например, «кокосовоЕ»/«овсяноЕ»/«соевоЕ», что подразумевает «молоко». Потребителей явно вводили в заблуждение, ведь определение «молоко» должно соответствовать техническому регламенту ТР ТС 033/2013. На упаковке должен стоять единый знак соответствия ЕАЭС. В ином случае продукт не может называться молоком, — говорит эксперт Роскачества Елена Саратцева. — В международной практике действуют те же требования.

— После того как производителей поймали за руку, что-то меняется?

— Конечно. Главный вывод по лабораторным испытаниям: несмотря на текущую ситуацию в мире, качество продуктов не ухудшается. Даже есть тенденция к его улучшению и в разделе «социальных» товаров. Например, всероссийское исследование полутвердых сыров — наиболее популярных видов в экономсегменте (до 660 руб. за 1 кг) — показало интересные результаты. Только в 15% продукции выявили признаки фальсификации растительными жирами. Кстати, и качество колбасных изделий улучшилось, а именно сосисок молочных. Теперь изготовители указывают в составе только те мясные ингредиенты, которые используют. На производствах решили и проблему применения антибиотиков: ранее исследования выявляли превышения их нормы. Текущие проверки такого уже не зафиксировали. Та же тенденция касается и молочки. Но самый важный момент: исследования подтвердили, что высокая цена товара вовсе не гарантирует его качество.

Гринвошинг, или «зеленый пиар»

Экологические продукты всегда будут в цене, потому что это касается здоровья каждого человека. Люди готовы переплачивать за «чистые» товары. Но, увы, не все досконально разбираются в тонкостях этой темы. Обращаю особое внимание читателей на одну часто встречающуюся уловку производителей: они придумывают собственную «зеленую» маркировку или лепят информацию о несуществующей сертификации. Фантазия компаний-врунов не знает границ. Каких только листиков, колосков, зеленых росточков я не встретила, перебирая ассортимент на прилавках. К ним прилагались надписи «Натуральный ЭКО продукт», «Первая свежесть», «Без Е чистый состав», «Чистый продукт», «Исключительно высшего качества», «0% компромисса и ГМО», «Без добавок из Е-каталога». Самое интересное, что ни на одной из подобных упаковок не было абсолютно никаких данных или подробного описания, подтверждения того, что это именно так. Меня добила надпись на упаковке с чаем «Бережный ручной сбор» опять же без объяснений, в чем конкретно он состоит. Почему-то сразу вспомнился анекдот про индийца Мохаммеда, который работал на плантации известной чайной компании. Он собирал чайные листья грязными, неделю не мытыми руками, периодически почесывал места, которые чесались, и даже не подозревал, что делает это бережно и с любовью.

Вот поэтому эксперты предлагают использовать для путешествий по магазинам специальные приложения — гиды по экомаркировкам. Их легко скачать на телефон. Они помогут разобраться в этикетках, оценить качество продуктов и выбрать экологически безопасные. В базы таких приложений загружено больше полусотни маркировок, включая как распространенные от Евросоюза, так и локальные экомаркировки Тайваня, Сингапура, Канады или Японии. Для поиска конкретного знака на упаковке и его идентификации используют сканер в приложении. Кстати, часто встречающийся на товарах значок EAC — не экомаркер, а знак технического соответствия продукции регламенту Таможенного союза. Можно отсканировать любой «лейбл» и узнать, заслуживает ли он доверия. Но это рекомендации только для продвинутых пользователей.

— Вообще, нужно обязательно проверять любую указанную на коробке или этикетке информацию. Особенно если в ней содержится слишком мало сведений, размытые или слишком обобщенные высказывания, — говорит известный эксперт по экологии Александра Кудзагова. — Бывает, что производитель использует нечеткие понятия наподобие «натуральный продукт», «100% натурально», «экологично» и т.д. Такая хитрость возможна, потому что на законодательном уровне производитель не обязан ничего доказывать. А наивный человек воспринимает эти слова как истину. Но если компания гордится качеством своего товара, она подтвердит данный факт подробным описанием. Пока же многое штампуется «от фонаря»: зеленые листики, буковки «ЭКО» и т.п...

— Если в магазинах встречаются товары с произвольными экомаркировками — значит, появление на прилавках подобной продукции сложно отследить и контролировать?

— Основная проблема — отсутствие целостной системы сертификации и контроля за выпуском органической продукции. Нужны специализированные органы и нормативные акты по сертификации таких товаров. Было бы правильно установить их обязательную, а не добровольную сертификацию. За недостоверные сведения о составе должно применяться административное наказание. В едином реестре производителей органической продукции, который ведет Минсельхоз, нужно указывать не только сам бренд, но и конкретную продукцию. Потому что в линейке одной и той же компании могут быть как органические, так и неорганические товары. Нужно отражать все нарушения! Вообще, закон об органической продукции в России достаточно молод. Сам знак настоящего органического товара нужно популяризировать среди населения, чтобы люди УМЕЛИ его отличать, понимать, знали бы, ЧТО он им гарантирует. Я бы предложила такую информацию размещать на популярном портале Госуслуг в разделе «здоровье», «экология» или «школьное питание». Можно и в метро распространять обучающие ролики, просвещать население.

— Некоторые покупатели распробовали конкретную продукцию, понравился вкус, и они предпочитают брать именно ее, так как уже знают этот товар, и не важно, есть на нем какая-то зеленая маркировка или нет. Это ведь тоже может быть критерием выбора?

— Каждый сам делает выбор. Но знание о маркировке, об опасных компонентах состава конкретного товара — это часть заботы о семье, здоровье детей. Кстати, маркировки ЭКО — они не только про пользу для здоровья и органичность, но и про этичность товаров. Например, знак FSC — международная сертификация товаров из целлюлозы. Он показывает, что производитель заботится о восстановлении лесов. То есть ведет легальную лесозаготовку: сколько вырубил, столько и высадил. Этот знак покажет, этичную ли бумагу или тетрадку вы покупаете.

— Значит, общая задача — увеличить количество разборчивых покупателей?

— Конечно. Вот если человек видит на упаковке косметики экомаркировку, возникают вопросы: что конкретно имеется в виду? То ли это относится к составу продукта, то ли к упаковке, что она из переработанного пластика. А возможно, производитель имеет в виду, что составляющие данной продукции не тестировались на животных. Чтобы ориентироваться в таких тонкостях, нужно быть пытливым, уметь читать составы и понимать, какие компоненты критические. Например, одна известная американская компания, выпускающая товары для детей, вынуждена была даже изменить состав детской присыпки. Вместо талька, который, как выяснилось, вызывал аллергию, онкологические заболевания, компания теперь будет добавлять кукурузный крахмал. Чем больше людей будет рублем голосовать за подлинные органические товары, тем больше их будет на полках. Даже марки масс-маркета, оценивая запросы покупателей, стали выпускать более натуральную продукцию. Но не жалейте времени, читайте на упаковке все, что написано большими и маленькими буквами. Сравнивайте, анализируйте и принимайте правильное решение.

«Эко», «Био»-чудо и «Органик»

По законодательству маркировка органической продукции знаком «Органик» и словами «органический» возможна только после ее сертификации в России аккредитованным органом. Если сертификата нет, производителю нельзя использовать соответствующие надписи даже латинскими буквами. В прошлом году по этому поводу даже были получены первые решения Верховного суда.

— Сертификацией органической продукции занимается Национальный центр компетенций развития органической и «зеленой» продукции. Товарам со знаком «Органик» можно доверять. Другие наименования типа «эко» и «био» законом не регламентированы и часто являются примерами гринвошинга, — говорит Елена Саратцева. — В летнем решении Комитета по АПК Совета Федерации содержались рекомендации по недопустимости введения в заблуждение покупателей, реализации под видом органической несертифицированной продукции и усилению контроля за использованием в маркировке товаров слов «органический», в том числе со стороны офлайн-сетей и маркетплейсов. По итогам недавнего заседания Госкомиссии по противодействию контрафакту были приняты решения о том, что Роскачество и Росстандарт продолжат работу по стандартизации требований к органическому производству и самой продукции. В свою очередь Минпромторг России направил в российские ассоциации разъяснения, согласно которым нельзя реализовывать продукцию под знаком «органической», не имея российского сертификата подтверждения производства «органической» продукции. Сейчас в России запущен спецпроект по борьбе с гринвошингом на полках магазинов. Для начала — с популярными товарами с надписями «органический», но не имеющими сертификатов соответствия. Результат будет получен и опубликован до конца этого года. Разработан законопроект, приравнивающий надписи «эко», «био» к термину «органический». Все это уже десятки лет работает в международном регулировании сегмента.

Но пока суд да дело, воз, получается, и ныне там.

Не квасом единым...

— Во всех исследуемых товарах отдельно выделяются «позитивные» категории (хороший результат) и «проблемные» (сплошные нарушения). К «позитивным» можно отнести категорию кваса. А среди «проблемных» категорий на постоянной основе остается легкая промышленность, особенно среди товаров для детей. Так, в исследовании детского постельного белья ни одна торговая марка не соответствовала опережающим требованиям стандарта Роскачества. Вдобавок в 80% товаров зафиксированы нарушения обязательных требований. Есть системные нарушения на рынке детского постельного белья: в 30% товаров превышены концентрация формальдегида, уровень токсичности. Мы ежегодно исследуем школьную форму и фиксируем основные нарушения в категориях детской одежды: есть проблемы с воздухопроницаемостью и гигроскопичностью.

— Были случаи, когда в упаковке с российским Знаком качества покупатели обнаруживали плесень. Почему такое случается?

— Возможно, в конкретном случае нарушили условия хранения, если срок годности еще не истек.

— Дайте, пожалуйста, практические советы человеку перед походом в магазин.

— Если вы, не посмотрев, купили продукт и только дома обнаружили, что он некачественный или просроченный, у вас по закону есть право его вернуть в магазин, потребовать возврата денег или замены на достойный товар. Нужно объяснить ситуацию сотрудникам магазина. Если они откажутся принимать продукт, пишите претензию в 2 экземплярах и вручайте под подпись представителю продавца либо направляйте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок для принятия решения установлен законом: 10 дней для возврата денег и 7 дней для замены на качественный товар. Продавец может отказать только в том случае, если недостатки возникли ПОСЛЕ передачи товара потребителю, вследствие действий третьих лиц или обстоятельств непреодолимой силы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28906 от 8 ноября 2022

Заголовок в газете: Закупиться и забыться

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру