Развод с потерями: имиджевый ущерб Wildberries от развода Бакальчуков может снизить прибыль маркетплейса

Эксперты объяснили, где владельцы компании допустили ошибку, которая привела к перестрелке в центре Москвы

История возникновения самого популярного в России маркетплейса похожа на сказку. Дождливым осенним днем в 2004 году соосновательница Wildberries Татьяна Бакальчук отправилась на поиски очередной посылки с одеждой из европейского каталога, которую она заказала из-за отсутствия нужного товара в местных магазинах. Чтобы получить желаемое, ей пришлось добираться сначала на метро, затем на автобусе и ещё идти 10 минут пешком. В тот момент ей и захотелось изменить эту ситуацию к лучшему навсегда, что в будущем она и сделала для всей России. 

Эксперты объяснили, где владельцы компании допустили ошибку, которая привела к перестрелке в центре Москвы
Фото: Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press

В начале 2000-х через интернет продавали в основном электронику, бытовую технику, книги и товары для дома. Онлайн-магазины были, но заниматься торговлей одежды через них считалось слишком рискованным: ценники у вещей гораздо ниже, чем, к примеру, у мобильных телефонов, а ресурсов для доставки нужно затратить столько же, и после этого есть опасность, что от выбранного товара покупатели откажутся после примерки. Но Татьяна Бакальчук увидела в направлении, которым не хотели заниматься компании-гиганты, большой потенциал. Именно после долгой поездки по осенним городским дорогам за посылкой с одеждой ей и пришла в голову мысль о создании более удобного и доступного места покупок для живущих в глубинке России. Домен «Диких ягод» wildberries.ru зарегистрирован 30 марта 2004 года, но первая продажа через него была совершена именно осенью. В то время популярностью пользовались европейские каталоги одежды. Один из самых крупных из них — Otto — вел торговлю только через агентов. Бакальчуки и стали одними из них. Они заказывали там одежду и продавали её через известный сегодня всей стране сайт, поставив агентское вознаграждение 10% и цены по курсу ЦБ.

Вести бизнес супруги начали у себя в квартире. К одному каталогу добавился второй, затем третий, помимо одежды продавать начали обувь, косметику, а сегодня на этой платформе можно найти практически любой товар. Уже в 2006 году оборот интернет-магазина дошел до 14 млн рублей, а к 2021-му Бакальчуки заняли первую строчку рейтинга самых богатых семей России по версии Forbes с капиталом в $13,1 млрд. Ранее бизнес-журнал не мог включить их в этот рейтинг, потому что Татьяна Бакальчук по документам была единственным владельцем компании. Она передала мужу Владиславу 1%-ю долю только 31 декабря 2019 года. Между тем он работал в бизнесе еще с 1990-х. Начинал с продаж компьютеров, стал сооснователем интернет-провайдера UTech, который обслуживал несколько районов Москвы. По данным издания  The Bell, к 2006 году выручка компании Бакальчука достигала 30 млн рублей, а чистая прибыль — 1,2 млн рублей. Именно работавшая в компании Владислава веб-студия UT Design создала первый сайт «Диких ягод» в ярких фиолетовых тонах. Затем компанию Бакальчука купил более крупный игрок рынка. Официально информацию никто не раскрывал, но в прессе мелькали предположения, что доля Владислава от этой сделки была в пределах $3-5 млн. При этом установить, использовались ли эти деньги в становлении империи «Диких ягод», никому не удалось: Бакальчуки не комментировали эту историю.

«Объем российского рынка e-commerce в 2023 году приблизится к 8 трлн рублей, а 75% его заказов выполняют маркетплейсы, то есть на них приходится 6 трлн рублей оборота, — говорит  директор департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс» Артем Тузов. — А Wildberries занимает до 30% этого рынка, около 2 трлн рублей». И это не предел. В будущем маркетплейсы могут продолжить вытеснять традиционные способы торговли. Но    «Дикие ягоды» могут не вписаться в этот тренд. «Бракоразводный процесс собственников Wildberries создают негативный имидж компании, что косвенно будет способствовать падению товарооборота», — считает доцент экономического факультета РУДН Хаджимурад Белхароев. Будущее объединенного бизнеса  под вопросом, поскольку трансформация сопровождается конфликтом собственников и не совсем понятным кейсом создания нового бизнеса.

По словам эксперта по налоговой безопасности «Шумейко и Партнеры» Дмитрия Шумейко, при разводе в семейном бизнесе можно выделить роль одного из супругов по различным экономическим параметрам. Суд примет в расчет сумму личных средств, вложенных каждым из супругов в бизнес. Имеет значение и степень вовлеченности в оперативное управление, принятие ключевых решений и руководство бизнесом. Если успех компании во многом зависит от специализированных знаний или навыков одного из супругов, это может быть учтено при оценке его вклада. Но пока еще бракоразводный процесс не завершен, и поэтому эксцессы, подобные произошедшему в центре Москвы, могут повториться. По мнению Тузова, такого рода проблемы часто возникают, если компания вовремя не перешла на корпоративные рельсы с независимым советом директоров и публичностью на бирже.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29365 от 19 сентября 2024

Заголовок в газете: Бракоразводный расстрел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру