Именно такую динамику цен ощущают потребители, которые ходят в магазины и на рынки, делают покупки онлайн, ездят в транспорте, платят за услуги ЖКХ… Что же на самом деле происходит с ценами в России к концу 2025 года?
Официальные цифры, подсчитанные Росстатом, свидетельствуют: рост цен в РФ в ноябре 2025 года составил 0,42% – и это ниже ожиданий рынка. Всего с начала года за 10 месяцев потребительские цены в РФ повысились на 5,25%. А годовая инфляция по итогам ноября замедлилась до 6,64% с 7,71% на конец октября. И это можно считать достижением на фоне, скажем, того же показателя на конец марта – 10,34%.
Цены на продовольствие выросли за год на 7,51%, непродовольственные товары – на 3,47%, а услуги подорожали на 9,36%. В ноябре заметно выросли цены на отдельные виды плодоовощной продукции: на огурцы – на 26,1%, помидоры – на 9,2%, лимоны – на 6,7%, капусту – на 4,5. Одновременно снизились цены на апельсины – на 5,3%. Цены на бензин в ноябре снизились на 0,85%, но с начала года выросли на 11,26%.
В ноябре значительно подорожали услуги пассажирского транспорта – на 1,95%. А скажем, тарифы на проезд в различных вагонах в поездах дальнего следования поднялись от 5,3% до 16,2%. Одновременно снизились цены на поездки на отдых в Египет и ОАЭ – на 5,8%.
В общем, инфляционная картина – весьма пестрая и разнообразная. И обычному человеку весьма трудно понять – радоваться или плакать по-поводу текущей динамики цен. «МК» решил прибегнуть к помощи специалиста и попросил прокомментировать ситуацию с инфляцией финансового аналитика, эксперта компании ForexBY Марка Гойхмана.
– Так что же происходит с инфляцией в России?
– Инфляция в России в годовом исчислении неуклонно снижается в последние месяцы. С максимума 2025 года, 10,3% в апреле, она опустилась до 6,6% в ноябре, по данным Росстата. А на 8 декабря составила 6,34%. Это уже лучше прогноза ЦБ РФ о том, что в 2025 годк рост цен уложится в 6,5-7%.
Причины такого позитива очевидны. Жесткая денежно-кредитная политика Банка России с его высокой процентной ставкой 16,5% снижает возможности кредитования, ограничивает денежную массу и возможности повышения цен. Их рост также тормозится сжатием потребительского спроса из-за сокращения роста доходов. Свою роль играет сильный рубль, уменьшая удорожание импорта.
– Значит ли это, что не за горами достижение уровня годовой инфляции в 4% – той цели, что ставит Банк России?
– Действительно, казалось бы, вот-вот будет достигнута вожделенная цель ЦБ – 4% по индексу потребительских цен (ИПЦ), которые в прошлый раз отмечались осенью 2023 года. Но сам регулятор с тревогой отмечает, что в ноябре стала расти наблюдаемая населением инфляция (14,5% с 14,1% в октябре) и ожидаемая им на следующие 12 месяцев (13,3% с 12,6% ). Это говорит о неустойчивости процесса замедления инфляции и само по себе может стимулировать рост цен.
– То есть ценовые наблюдения самого населения в два раза расходятся с данными статслужбы. Не слишком ли вопиющий разрыв?
– Такое вполне может быть. Росстат фиксирует среднюю динамику по огромной группе товаров и услуг. Но если люди используют в основном наиболее дорожающие из них, то оценка потребителей становится хуже общей статистики.
– Ну а что будет двигать цены дальше и в какую сторону?
– В перспективе на инфляцию будут влиять противоположные факторы. Вероятно, инерционность экономики и вышеуказанные драйверы продолжат давить на цены. Но, с другой стороны, есть и проинфляционные драйверы. В частности, повышение НДС с января 2026 года. Плюс вероятное постепенное снижение ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2025 года и в 2026-м для стимулирования экономики. А также возможное ослабление рубля к основным валютам. Ну и, наконец, дефицит госбюджета и наращивание денежной массы.
– Так увидим мы в итоге вожделенную инфляцию в 4% в 2026 году или нет?
– Пока даже сам ЦБ осторожен в прогнозе достижения цели 4%. По его предположению, годовая инфляция вернётся к ней в 2027 году и далее останется на этом уровне. По опросу экспертов, проведённому Банком России в декабре 2025 года, ИПЦ в конце текущего года составит 6,3%, к окончанию 2026-го – 5,1%, и только к завершению 2027-го – те самые 4%.