По мнению парламентариев, уже сегодня перед многими россиянами стоит вопрос: сэкономить на еде или от оплате ЖКХ? При этом надо учитывать, что за неуплату коммуналки следуют неизбежные штрафные санкции.
Спустя 30 дней, как сформировался долг, собственнику начисляются пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ в день. А после двух месяцев задержки штраф увеличивается до 1/130 ключевой ставки. Долги тяжкие накапливаются как снежный ком. Кстати, в масштабах страны они составляют более 1,2 триллиона рублей. Это те самые деньги, которых не хватает ресурсопоставляющим организациям на ремонт котельных и теплотрасс, на то, чтобы исключить сбои в отопительный сезон…
По закону, государственные субсидии владельцам жилья выделяются только в том случае, если сумма оплаты за коммунальные услуги превышает 22% от совокупного семейного бюджета. Официально считается, что льготы по коммуналке получают 10-13% населения.
Хотя нуждающихся гораздо больше. Заявитель должен два раза в год подтвердить право на получение такой льготы. И собрать множество документов. Еще учитывается площадь жилья. Если она превышает установленный в регионе стандарт, то субсидию никто не даст. Да и доходы семьи считаются до копейки: зарплаты, депозиты, премии, даже если какой-то родственник временно проживает в семье, то учитывается и его доход. В общем, связываться с оформлением льготы решается далеко не каждый.
Однако в некоторых регионах власти добровольно снизили этот коммунальный порог. Например, в Якутии помощь малоимущим выделяется уже при 15% от семейного бюджета, в Санкт-Петербурге – при 14, а в Москве – при 10%.
Вот, этот передовой московский опыт (10%) депутаты и предлагают закрепить на федеральном уровне. Найдет ли инициатива поддержку в правительстве?
Здесь уместно вспомнить, что в августе нынешнего года похожий законопроект уже вносился на рассмотрение в Государственную думу. И не был одобрен большинством голосов. Хотя документ по отношению к бюджету был более щадящим. Тогда предлагалось снизить границу получения субсидии до 15% для малоимущих и 10% – для одиноко проживающих пенсионеров и многодетных семей.
Председатель правления Союза жилищных организаций, член Комитета ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин считает, что шансы на принятие нынешней инициативы с порогом в 10% практически нулевые.
– Это имитация бурной депутатской деятельности, – напомнил он. – Так было и в 2015-м, и в 2018-м, и в 2022 годах. Нужно сказать, что правительство отвечает весьма аргументированно. Дело в том, что полномочия по субсидированию оплаты коммунальных услуг закреплены за региональными бюджетами. А депутаты почему-то всякий раз ставят этот вопрос перед федеральным бюджетом. Учитывая, что бюджет на 2026 год уже принят и в нем не заложено дополнительных средств, можно считать, что это разговоры ни о чем: в системе оплаты ничего не изменится.
– Однако тема коммунальных платежей стоит очень остро, долги населения растут…
– Они накапливаются по другим причинам. Правительственные ведомства озвучивают разные цифры по задолженности – от 400 миллиардов до 1,2 триллиона рублей. Хотя по Москве собираемость оплаты за ЖКХ составляет 98%, а в среднем по стране называется цифра в 95%.
– Тогда откуда набирается задолженность выше триллиона рублей?
– На долги влияет непрозрачность методики подсчета. Следует разобраться, чьи это долги: населения или предприятий – в том числе социальных, здравоохранения – и объектов муниципальной власти? Нужно прояснить этот вопрос, а уже потом принимать конкретные меры.
– За коммунальные долги могут отобрать квартиру?
– Гражданским кодексом это предусматривается. В зависимости от суммы (она, конечно, должна быть соразмерна рыночной стоимости недвижимости) в порядке исполнительного производства органы власти могут наложить арест на машину, гараж, садовый участок, в том числе и на квартиру – если она не является единственным жильем должника. И продавать имущество с торгов в счет погашения задолженности. Такое право у взыскателей имеется, и такие случаи, правда, немногочисленные, уже есть.