По данным агентства, не меньше 20 танкеров с российской нефтью на борту ожидают разрешения на швартовку в китайских и индийских портах, а другим потребовались месяцы, чтобы доставить свои грузы. Кроме того, как следует из отчета французской компаний Kpler (специализируется на сборе данных о сырьевых рынках), в ноябре объем отгрузки российского сырья по всем направлениям снизился на 28% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 2,78 млн баррелей в сутки.
То есть, получается, что из портов РФ танкеры с нефтью выходят (и это фиксируется в статистике как экспортные объемы), а дальше сталкиваются с задержками с разгрузкой в портах назначения. Издание Economic Times связывает тенденцию с тем, что нефтеперерабатывающие компании Индии и Китая стали проявлять бо́льшую осторожность на фоне октябрьских санкций США против двух крупнейших производителей в России.
Как пишет Bloomberg, эти ограничения серьезно усложнили экспорт, а цена на нефть марки Urals упала примерно до $34 за баррель. Агентство приводит данные Argus, согласно которым скидка на нефть этого сорта составляет сегодня около $27 за баррель. В то же время, чем дешевле становится российский энергоноситель, тем больше финансовых стимулов у азиатских НПЗ покупать его, игнорируя санкции. В прошлом подобная динамика приводила к нормализации российских цен после первоначального снижения.
- Рост экспортных объемов легко объясним: Россия в рамках сделки ОПЕК+ прекратила компенсацию перепроизводства нефти, полностью выполнив все свои обязательства перед альянсом уже в октябре, - поясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – И поскольку теперь нас ничто не сдерживает, показатели по экспорту в целом растут, отражаясь в статистике. Правда, в ноябре могло быть небольшое проседание – из-за атак на нефтеэкспортную инфраструктуру в Новороссийске и вынужденного перестроения рынка, необходимости выстраивать новые логистические, посреднические цепочки. Что касается затруднений с отгрузками, о которых сообщает Bloomberg, всё вполне стандартно: думаю, Индия и Китай пытаются таким образом дополнительно сбить цену.
- Что означает падение цены барреля Urals до $34, насколько это критично для российского бюджета, и как долго может продлиться?
- Речь идет о результате торга между поставщиками в РФ и покупателями в Индии и Китае, которые воспользовались ситуацией вокруг санкций США против крупнейших российских производителей. Они, конечно, говорили, что российская нефть становится всё более токсичной, и что они не хотят рисковать. До этого разница между ценой Urals и Brent весь 2024 год и почти весь 2025-й была примерно $12–13 за баррель, а сейчас она увеличилась до чуть больше $20. Но поскольку сам Brent тоже подешевел, примерно до $60 за баррель, разница составила $26. В итоге мы имеем $34 за Urals. Надо также учитывать фактор атак на танкеры с российской нефтью, из-за которых возросла стоимость страхования и перевозки.
- Как могут дальше развиваться события?
- Скорее всего, по мере перестраивания логистики в течение месяца-полутора ценовая картина изменится в лучшую сторону. Подобные вещи происходили и раньше из-за санкций: скидки на каждый баррель доходили и до $30, и даже до $34. Просто тогда нефть была дороже, поэтому для нас это было менее критично. Сейчас тоже не катастрофа, но, конечно, и бюджет, и компании-производители потеряют доходы. Соответственно, и дефицит бюджета может превысить плановый показатель. Но у нас доля поступлений в казну от нефтегазового экспорта и так неуклонно сокращается и на первый план выходят несырьевые доходы. В общем, неприятно, но не смертельно!