Терминалы меняют хозяев

Малый бизнес теряет позиции на рынке моментальных платежей

Малый бизнес теряет позиции на рынке моментальных платежей
В Москве каждый третий сенсорный автомат прекратил принимать платежи от физических лиц: не все платежные агенты и субагенты успели к 1 апреля оборудовать свои терминалы дорогостоящей контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и контрольной лентой. От нововведения пострадали не только рядовые плательщики, но и малый бизнес. Зато крупные игроки подсчитывают барыши.

Первые недели апреля изрядно подпортили настроение многим москвичам, привыкшим ценить свое время. Сделать дежурный платеж через сенсорный автомат “на бегу” стало невозможно. На сотнях столичных терминалах застыла неприятная надпись — “Автомат не работает”. Дело в том, что с 1 апреля в России вступил в силу Федеральный закон №103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”. Он обязал всех собственников терминалов установить на автоматах контрольно-кассовую технику: ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная. — “МБ”) и так называемые фискальные регистраторы (специальные карты памяти, на которых фиксируются все платежи за мобильную связь, ЖКХ, кабельное телевидение, Интернет и т.д.). С помощью этих приборов налоговики теперь могут автоматически учитывать все операции через терминалы и контролировать наличные платежи. За несоблюдение установленных норм налоговая служба обещает жестко наказывать рублем. Проверки уже начались.  

 О нововведении было известно заранее, принятие закона даже один раз откладывали. Заранее побеспокоились в основном крупные компании. А вот многие частные предприниматели, как водится на Руси, в очередной раз понадеялись на авось и не спешили с установкой электронного регистратора. Поэтому накануне 1 апреля в сервисных центрах, занимающихся установкой контрольно-кассовой техники, наблюдалось форменное столпотворение.  

 Часть небольших игроков после долгих раздумий решилась на радикальные меры и покинула рынок моментальных платежей, ведь из-за затрат на установку (фискальный регистратор для терминала стоит недешево: $800—1500) и дорогого обслуживания регистраторов доходы владельцев терминалов значительно упадут. По оценке председателя Комитета по платежным системам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Бориса Кима, в начале апреля не работало 25—30% платежных терминалов. Таким образом, по итогам первой апрельской недели в РФ прекратила работать почти треть из 200 тыс. российских платежных терминалов.  

 Несмотря на резкое сокращение игроков, ежедневный объем платежей через терминалы (около 1,6 млрд. руб.) упал незначительно. По данным НАУЭТ, примерно на 2%. Дело в том, что пока владельцы небольших сетей толкались в очередях в сервисных центрах и налоговой службе, подгоняли монтажников, их ежедневные денежные потоки ушли в другие руки. Платежи, по словам участников рынка, распределились между работающими терминалами, банками, салонами сотовой связи и ритейлерами, принимающими плату за услуги через кассы. Самый большой куш сорвали федеральные сети сотовой связи. Их ежедневный объем платежей вырос в два раза.  

 Новые правила игры на рынке платежных терминалов ругают не только частные предприниматели, но и наиболее прозорливые плательщики. Не секрет, что затраты на установку и обслуживание дорогостоящих фискальных регистраторов, по российской традиции, оплатят из своего кошелька рядовые клиенты. Многие владельцы терминалов под шумок уже увеличили для физлиц сумму комиссии. Ее максимальная величина новым законом не установлена, а значит, перевод денег через терминалы может вскоре стать еще дороже.