Ограниченный Таможенный союз

Единое пространство будет разделено барьерами

С сегодняшнего дня формально вступил в силу Таможенный кодекс то ли двойственного, то ли тройственного Таможенного союза. Первый этап формирования общего таможенного пространства, стартовавший с 1 января, промелькнул как-то незаметно для глаз простого потребителя. И теперь официально наступил этап второй, когда между странами ТС должны растаять таможенные барьеры.
Единое пространство будет разделено барьерами

Пока таможенники и участники внешнеэкономической деятельности взвешивают и прикидывают, какие плюсы и минусы их ожидают с вступлением в действие Таможенного кодекса, простым гражданам уже сообщили, что их ждет при провозе товаров через границы Таможенного союза. 18 июня Комиссия Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана согласовала новые нормативы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами.


Остальным участникам экономической деятельности, связанным с импортом и экспортом товаров, пока до конца непонятно, по каким правилам они будут жить в ближайшее время. Начнем с того, что формальный старт “второго этапа”, назначенный на 1 июля, будет утверждаться и обсуждаться в Астане лишь 5 июля. При этом до сих пор не ясно, присоединится ли к открытому таможенному пространству Белоруссия. Пока договор о Таможенном кодексе Таможенного союза ратифицировали парламенты России и Казахстана. А белорусская палата представителей еще не получила отмашки из администрации президента Лукашенко о начале процедуры ратификации. Между тем последнее заседание весенней сессии белорусского парламента было вчера, 30 июня. Следующая сессия начнется только в сентябре… 5 июля в Астане белорусские представители должны дать свой последний ответ — они с Таможенным союзом или без него. От этого зависит не только снятие таможенных барьеров на российско-белорусских рубежах, но и вообще — допуск белорусских товаров на российский рынок.  


Кстати, о таможенных границах. Хоть и говорят, что с 1 июля “появится полноценная единая таможенная территория”, внутренние таможенные кордоны между странами союза будут существовать еще как минимум год. В первую очередь потому, что “общее таможенное пространство” будет существовать “с изъятиями”. Изъятия — это те товары, на которые три страны хотят сохранить свои внутренние пошлины. Для России, например, важны высокие пошлины на иномарки и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Белоруссия повышать пошлины на импортные автомобили для своих граждан не хочет. Из-за этого придется сохранять таможенные пункты пропуска на нашей границе, чтобы на них тормозить дешевые иномарки и получать за них “добор пошлин”. Казахстан выторговал себе “изъятия” в виде пониженных пошлин на 409 наименований товаров, которые являются “жизненно важными”. Поскольку в России и Белоруссии пошлины на эти товары выше, придется сохранять пункты таможенного пропуска, где будет опять же проводиться “добор денег”, и на российско-казахстанской границе.


Так что пока “общее таможенное пространство” будет заключаться в том, что товары, производимые в России, могут свободно перевозиться в Казахстан, а казахстанские продукты — столь же свободно поступать в Россию. Что будет с белорусскими товарами, станет понятно после 5 июля.

Ситуацию “МК” прокомментировал специалист по таможенному законодательству:


— В 95 процентах случаев введение нового Таможенного кодекса мы, простые потребители, на себе не почувствуем. А 5% — это случаи, когда спор гражданина с таможенными органами может дойти до суда. Судиться будет сложно, потому что не совсем понятно, куда обращаться, в какие инстанции. И неправильное решение таможни судебным путем будет трудно оспорить. Что касается предпринимателей, то надо сказать, что текст этого кодекса не сильно отличается от содержания ТК Российской Федерации. Есть мнения, что положения в данном документе приближены к положениям Киотской конвенции, но я считаю, что если они и приближены, то незначительно. А вот что серьезно может усложнить жизнь — слишком большое количество в кодексе расплывчатых оборотов, таких, как “на усмотрение”, “по решению” таможенных органов. Это действительно чревато определенными проблемами. Если таможенные службы будут этим злоупотреблять, возникнут сложности при перевозе товара через границу.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру