Охотское море стало нашим

На очереди Арктический шельф

Территория в центре Охотского моря с колоссальными запасами нефти, газа и биоресурсов стала окончательно нашей благодаря решению спецкомиссии ООН. Теперь на очереди — подача еще более перспективной и экономически ценной заявки на расширение Арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

На очереди Арктический шельф

В марте 2014 года спецкомиссия ООН по границам континентального шельфа единогласно признала анклав Охотского моря площадью 52 тыс. кв. км неотъемлемой частью российского шельфа. Как рассказал «МК» замглавы Минприроды Денис Храмов, участок, о котором идет речь, находится за пределами 200-мильных береговых зон (раньше он считался «открытым морем») и похож на арахисовый орех, вытянутый с севера на юг. Рыбаки еще его на своем сленге называют «бублик». Работа по присоединению шельфа к России велась ни много ни мало 13 лет. Несмотря на достаточно внушительные средние глубины — от 800 до 1500 метров, что нехарактерно для шельфа, район богат рыбой, беспозвоночными и полезными ископаемыми. «В так называемой Охотоморской провинции запасы нефти оцениваются в 1,5 млрд тонн, газа — 6,3 трлн куб. м, — пояснил Храмов. — Планов по лицензированию пока нет. По крайней мере, до завершения окончательных исследований морского дна».

«Ценные глубоководные крабы, креветки, моллюски присутствуют в «бублике», — поддержал коллегу заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. — Сейчас на этом участке шельфа промысла не ведется. Планируем провести ресурсные исследования, чтобы оценить запасы и установить объемы общего допустимого улова, определить правила рыболовства в этом районе, и тогда можно будет приступать к добыче. Думаю, в этом году мы серьезно продвинемся в этом направлении», — отметил Соколов.

По оценкам ученых, запасы только двух наиболее ценных видов глубоководного краба здесь позволяют вылавливать более 1 тыс. тонн. «Так как оценки проводились давно, то запасы могут быть и больше», — заметил Соколов.

Однако сегодня эти виды глубоководных крабов не могут продаваться не территории России, потому что действуют еще советские нормы по содержанию мышьяка. «И та продукция из глубоководных крабов, которая успешно отправляется на экспорт, не может продаваться в России, так как не проходит по нормам. Хотя весь мир давно уже разделил мышьяк на органический и неорганический, у нас по-прежнему действуют старые нормы. Надо менять», — заявил Соколов. Многие рыбаки готовы поставлять ее на внутренний рынок, отметил он.

В заключение замглавы Минприроды Денис Храмов сказал, что следующим приоритетом станет заявка о признании российским Арктического шельфа площадью 1,2 млн кв. км. Там перспективы еще более экономически ценные. Гидрографы, геологи уже составили подробную карту структуры дна. Удалось доказать, что Ломоносовский подводный хребет является естественным продолжением материковой окраины. С учетом наработанного опыта и личных контактов в спецкомиссии ООН шансы по расширению шельфа в Арктике высоки. В свое время глава Минприроды Сергей Донской пообещал президенту Владимиру Путину, что заявка будет готова осенью-2014, а подать ее необходимо до лета следующего года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26500 от 11 апреля 2014

Заголовок в газете: В «бублике» оказалась не дырка, а нефть и газ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру