Подготовлены поправки про обязательный техосмотр после ремонта машин

Владельцы подержанных автомобилей хватаются за головы

Установили на крышу машины багажник или в салон новую магнитолу? Вас ждет эвакуатор и площадка техосмотра: именно так можно сформулировать суть новых поправок в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», которые готовит Министерство промышленности и торговли. Норма о необходимости согласования практически любых изменений в конструкции автомобиля — вплоть до установки спойлера или сигнализации — сочетается в этом пакете поправок с запретом на использование при ремонте автомобилей восстановленных узлов и агрегатов. «Перебранная» рулевая рейка, например, частый случай в практике ремонта иномарок 90-х — 2000-х годов выпуска, теперь будет вне закона. Пока инициативой министерства восхищаются дилеры, работающие с новыми автомобилями и запчастями, и возмущаются общественники и даже государственные мужи, многомиллионная армия автовладельцев и сервисменов тихо готовит запасные аэродромы.

Владельцы подержанных автомобилей хватаются за головы

Технический регламент ТС 018/2011 — основной документ, регламентирующий требования к допуску на дороги общего пользования автомобилей и другой колесной техники. Поправки в него вносятся регулярно — главным образом в части ужесточения правил внесения изменений в конструкцию авто: именно регламент служит основой многочисленных приказов и инструкций ГИБДД, исполняя которые инспектора ДПС проверяют автомобили на дорогах или заворачивают при регистрационных действиях. С 2022 года Минпромторг предлагает внести в список изменений, требующих сертификации уполномоченных институтов, многие вещи, которые каждый автовладелец со стажем когда-либо делал сам. А именно установку на автомобиль порогов, спойлеров, антенн, люков в крышу, воздухозаборников, подкрылков, багажников и рейлингов (если понимать проект буквально — даже багажник на крышу старых «Жигулей» придется согласовывать, доказывая гаишнику, что это сертифицированная конструкция, предназначенная для установки на данную модель автомобиля). А кроме того, согласовывать придется увеличенные колеса, фаркопы, магнитолы, бортовые компьютеры, сигнализацию и тому подобное оборудование. После установки всего перечисленного автомобиль должен пройти внеплановый техосмотр.

К этому же пакету поправок относится ранее обсуждавшийся запрет на использование восстановленных агрегатов при ремонте автомобилей: деталей рулевого управления, тормозных систем, глушителей и других. Мотивировка такого предложения Минпромторга — гармонизация законодательства Таможенного союза с Женевским соглашением 1958 года, согласно которому техрегламенты стран, участвующих в международном дорожном движении, не должны противоречить друг другу.

За летние месяцы, в ходе которых велось общественное обсуждение проекта, в Минпромторг поступило более 700 замечаний, сообщили в ведомстве. Согласовательные процедуры на данном этапе продлятся до конца года, после чего в течение 2021 года поправки будут утверждать на уровне правительств стран — членов Таможенного союза. И если согласование состоится, новая реальность, при которой очень многие привычные практики отечественного автомобилизма станут запрещены, начнется с 2022 года.

Против нововведения уже выступает ряд законодателей. Так, сенатор Андрей Кутепов направил главе Минпромторга Денису Мантурову письмо, выдержки из которого публикуют СМИ. Член Совета Федерации отмечает, что инициатива ударит по рынку независимых автосервисов — а их в стране насчитывается более 70 тысяч, и в этой индустрии по всей России работает более 1,5 млн граждан. Четыре из пяти российских автомобилей обслуживается независимыми сервисами, весь этот сектор сформирован спросом и регулируется рынком, подчеркивает Кутепов.

Между тем сами сервисмены, кажется, не слишком удивлены таким развитием событий, хотя и не считают планы Минпромторга реалистичными. «Поживем — увидим, — сказал в беседе с корреспондентом «МК» Алексей Владимиров, владелец подмосковной авторемонтной мастерской. — На данный момент мы, например, в год меняем около десятка рулевых реек на машинах поколения 1988–1995 годов. В этом году только один владелец специально заказал новую рейку, дождался ее из-за границы и установил. Но это маньяк своего дела, большинство на такие авто ставят восстановленные рейки — они вполне надежны, есть несколько контор в Москве и области, где их делают. Это промышленный станочный парк, там восстанавливают металл с цементированием, я сам езжу на такой рейке. Разница в цене — примерно в 8 раз: если не ошибаюсь, новая рейка стоила в районе 70 тысяч и это она была еще без гидроусилителя. А восстановленная укладывается в 10 тысяч рублей».

По словам Алексея, для большинства клиентов новые запчасти — если говорить о ремонте иномарок 90-х — 2000-х годов — непозволительная роскошь, так как их цена порой превышает продажную стоимость самой машины. Поэтому, прогнозирует сервисмен, если государство в самом деле введет настолько жесткие правила и начнет их контролировать, сервисы начнут переезжать на частные территории — например на деревенские подворья и дачные участки. «Я уже несколько лет назад сменил московскую квартиру на дом в подмосковной деревне, оборудовал там полноценную мастерскую и готов принимать клиентов по рекомендации, не светясь», — уверяет Владимиров.

— Что касается установки спойлеров, багажников и сигнализаций, я не представляю, как они это будут контролировать, — добавляет мастер. — Единственный способ — тотальные проверки и требования бумажки на каждый внешний и внутренний элемент допоборудования. Но, надеюсь, что пока это «не взлетит».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28407 от 4 ноября 2020

Заголовок в газете: Авторемонту закручивают гайки