На днях Александру Филиппенко, любимому широкими массами за свою репризу про "козла на саксе", дали Госпремию РФ за моноспектакль по гоголевским "Мертвым душам". Мы встретились накануне, когда актер еще находился в томительном ожидании чудного мгновенья. Ждал он его, надо сказать, не гадая на ромашке "дадут, не дадут", сидя на даче под березой, а на бегу между репетициями и гастролями. "Пересадка" происходила в Киноцентре. — Простите, опоздал. Собрался интересный коллектив: Йозас Будрайтис, с которым мы давно знакомы по кино, молодая актриса Мария Мисожникова, я и режиссер Герман Седаков. Только-только начинаем, но надеюсь, что премьера спектакля по пьесе Макса Фриша "Биография" состоится уже в сентябре. Она о том, что бы ты сделал, если бы предоставилась возможность изменить свое прошлое, свою биографию, — стал бы жить иначе? Это в Литовском культурном центре. А вот в Украинском я придумал ночной театр Александра Филиппенко. Это чистая импровизация, все лучшее — и Зощенко, и Довлатов, и "Козел на саксе", и Гоголь. И всего пару недель назад появилась еще одна интересная идея. Разговаривали мы с Люсей Петрушевской и Виктором Шендеровичем, и возникла мысль: хорошо было бы в одном из джазовых кафе проводить танцевальные вечера. А то что происходит? Люди разучились танцевать парами, а ведь танцы — это отношения двух людей, такие забытые... Людмила Петрушевская просто очень любит танцевать. А Шендерович даже что-то умеет на фортепьяно и барабанах. Он играет так же, как и я, — на всем и при этом ни на чем. — Да, лихо. И этим объясняется ваша любовь к молодежным вечеринкам? — Ну, можно сказать и так. И еще звезды благоволят. По гороскопу я Дева и потому очень обстоятельный, но с другой стороны — Обезьяна, которая любит прыгать, скакать по верхушкам деревьев. Мне интересно, чем живет молодежь, как. И не один раз на вечеринках случалось, если я кого-то приглашал потанцевать, то потом всегда слышал одни и те же слова: "Александр Георгиевич, а вы меня еще пригласите?" — Сын не ревнует к своим подружкам? — Ну что вы. Мое темное прошлое, связанное с Кощеем Бессмертным, все же создает некую дистанцию, и я выгляжу среди них абсолютным ихтиозавром. И теперь на молодежных вечеринках я частенько даю автографы как отец Паштета. У Павла Филиппенко — масса проектов, уже второй или третий клип снимает его группа "I.F.K". И, кстати, он будет выступать на празднике вашей газеты в Лужниках. — А совместные творческие планы в семье строятся? — Нет, это все-таки разные планеты. У нас совершенно разная публика. Идеи такие бродили, но супруга меня остановила. Дочка Сашенька закончила 8-й класс и очень горда своими хорошими отметками, но по английскому, я думал, у нее будет шестерка. А старшая моя дочь, Мария Филиппенко, недавно стала "Лучшим учителем года". Она преподает латынь и на работу в свой 67-й лицей ходит как на праздник. И она же ведет на REN TV программу "Акватория Z", ток-шоу для подростков, получает и другие телепредложения. — Крутые повороты в жизни дочери — это по наследству от папы? Признавайтесь, тоже готовите что-нибудь, что от вас никто не ожидал? — Угадали. Вокруг Семена Фарады, моего старого друга, бродила команда издателей, которая занималась его книгой, и они предложили мне: "Не хотите ли сказать два слова о Семене?" Я написал две странички, а они говорят: "А теперь давайте вашу книжку сделаем". Да, событий много в жизни было, а еще больше разговоров о них. Вокруг вручения мне Госпремии столько ходило слухов-пересудов! Один слушок шел, что Филиппенко — яркий представитель темных, бандитских сил. А второй: ну тебе ж не нужен театр? Ты же все один и один. — Что главное в этом театре одиночки? — Самое главное на сцене — процесс общения с хорошим партнером. И этому меня научили великие из могикан вахтанговской школы. И Табаков говорил: "Ребята, актер должен каждый день выходить на сцену и делать все время что-то новое". Но... я один, и потому выхожу один. А Госпремия? Было 35 этапов по выдвижению на нее. И для меня эта история началась очень давно, когда мой спектакль заметил еще Ролан Быков... Мне очень нравится мой Чичиков, ведь он — первый бизнесмен на Руси, пока он еще, конечно, немного плутоват. У Гоголя есть колоссальные строчки, которые я всегда с громадным удовольствием читаю: "Несчастными я не сделал никого. Я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру". То есть это не криминальные деньги. "Я брал там, где всякий брал бы. Все приобретают, все благоденствуют, кто ж теперь зевает на должности?.." Кстати, когда-то здесь, в Киноцентре, где мы с вами разговариваем, проходил праздничный вечер, посвященный 50-летию выхода на зкран "Серенады солнечной долины". И Виктор Славкин сначала назвал это мероприятие так: "Пора кончать!" Но когда неожиданно появилась группа увлеченных людей из клуба Элвиса Пресли (все считали, что я их привел, но я их видел тоже впервые), то он резко изменил формулировку: "Пора кончать, да. Но если ты видишь, что пора кончать, то можно и продолжать".