Игра без правил

Pасселение пятиэтажек. Слабые сдаются без боя, сильных ломает система. Ломает насмерть. Юрию Дмитриевичу Малову было всего 60 лет. Крепкий мужчина, из тех, о ком говорят “всех переживет”, не выдержал переселения из пятиэтажки на улице Новаторов. Он замертво рухнул под тяжестью лежащих на его плечах тюков прямо у подъезда нового дома. Через несколько дней при переселении из того же дома скончалась Александра Левкеевна Аристахова. Диагноз — инфаркт. Соседи уверены, что до могилы двух крепких, хоть и пожилых людей довел именно переезд.

Один дом — две смерти... Много это или мало? Мало — если считать, что за время реконструкции пятиэтажки покинули около 20 тысяч семей. Много — если ставить жизнь людей выше выполнения правительственных программ. В этом году пятиэтажки покинут 14 тысяч семей (33 тысячи человек). До 2010 года — еще около 160 тысяч семей (примерно 360 тысяч граждан). Потери неизбежны?

О проблемах переселенцев “МК” писал не раз. Но до сих пор при переселении в каждом округе, как айсберги, всплывают одинаковые проблемы.

Наказание без преступления

Улица Фонвизина, дом 19.

— Никогда не думала, что надо мной так будут издеваться. Мы что, преступники? — негодовала жительница этого дома Вера Михайловна. — По телевизору наш мэр Юрий Лужков очень хорошо говорит о переселении из пятиэтажек, но все это — не-прав-да!

Катавасия с переселением у Веры Михайловны длится полтора года. Управа “Бутырский” предложила ей квартиру на последнем этаже в доме у железной дороги. После того как Вера Михайловна от нее отказалась, женщину больше полугода таскали по судам. Управа пригрозила: не переедете, куда вам говорят, снесем пятиэтажку вместе с мебелью.

— Нанимать адвокатов мне не под силу. За свои услуги в районном суде они берут от 300 до 500 долларов. В городском суде ставки еще выше.

Впрочем, даже если поднатужиться и нанять адвоката, вы вряд ли окажетесь победителем.

— Мы были уверены, что выиграем дело, — говорит Галина Коземирова, проживающая в доме 28, корпус 1, на Новогиреевской улице. — Во-первых, нам предоставили квартиру в другом районе, во-вторых, только один вариант, в-третьих, вместо месяца на раздумье дали только один день.

Новая квартира находилась на самой что ни на есть окраине Москвы, далеко от метро (тогда как старое жилье находилось от него в пяти минутах ходьбы).

Суд Коземировы с треском проиграли. Присяжные решили принудительно переселить их в Марьино. Коземировы подали кассационную жалобу в городской суд. Там их надежды на справедливость раздавили окончательно.

И сколько адвокат Коземировых ни пыталась воззвать к справедливости, перечисляя нарушенные статьи закона, слова ее в одно ухо к судье влетали, из другого вылетали. Зато у представительницы префектуры был убойный аргумент: “В округе жилья нет. Что инвестор нам выделил, то и даем”.

Как выяснилось позже, инвестор ничего не выделял, а только перечислил деньги на счет управления муниципального жилья. Однако блеф с легкостью удался.

Чтобы побороть систему, лучше всего нанять высококлассного адвоката. Договориться, скинуться, чтобы он защищал не только вас, а всех недовольных жильцов дома. Практика показывает, что прав у переселенцев — кот наплакал. Но теми, что есть, нужно воспользоваться профессионально и по максимуму.

Увы, пока правило, что при переселении жильцам должны дать квартиру при любых условиях по социальной норме, — практически единственная гарантия города. Все остальное, в том числе и объявленные в свое время гарантии, что собственники останутся в своем районе (у нанимателей такого права выбора нет — их могут переселить на любую окраину в черте столицы), — большей частью остаются лишь на бумаге.

Но вот уже и с социальной нормой случается полный облом.

Сколько комнат?

Улица Автомоторная, дом 4/6. Расселили 57 квартир, в 23 еще живут люди. Многим вместо трехкомнатных квартир предлагали двухкомнатные.

— А нам взамен двухкомнатной дают однокомнатную квартиру. Говорят, жилье оценивают по стоимости. И “в каком районе дадут, в таком и возьмете”, — недоумевала Светлана Анатольевна. А Олесе Коровиной с Симферопольского бульвара, дом 29, корп. 2, взамен однокомнатной квартиры в пятиэтажке опять дают однокомнатную. А у нее двое детей.

— Конечно, мы не очередники, но законно ли это?

Рассчитывать на то, что при переселении в новой квартире будет равное число комнат, могут только наниматели (не собственники), которым жилье предоставляют на основании статьи 96 Жилищного кодекса. В ней так и говорится: “Если наниматель занимал отдельную комнату или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат”.

Если квартира приватизирована, при переселении взамен предоставляют равноценное жилье (статья 49 “3” ЖК). Город считает “равноценным” жилье равной стоимости.Так записано в главном (для городских властей) переселенческом законе “О гарантиях города Москвы лицам, высвобождающим жилые помещения”. В этом смысле наниматели оказываются в более выгодном положении, чем собственники.

Но не спешите расприватизировать свои квартиры!

Во-первых, федеральный закон до сих пор не уточнил, какое жилье для собственников является равноценным. Это сделал только город в своем законе “О гарантиях”. И сделал это не в интересах граждан. Что противоречит главному закону — Конституции. Город имеет право — по закону! — только улучшать условия новоселам, но ни в коем случае не ухудшать их!

Во-вторых, имейте в виду. Если вы наниматель и живете один в двухкомнатной квартире или вдвоем в “трешке”, словом, достаточно просторно, не имея прав на дополнительную площадь, при переселении у вас лишние метры заберут. А вот с собственником поступить так не имеют права. Если собственник приватизировал 50 квадратных метров, при переселении ему дадут столько же, божатся чиновники.

Метр с кепкой — каждому

Улица Авиамоторная, дом 30. Мария Степановна Лопатина — инвалид I группы по зрению. Суд признал ее “нуждающейся в уходе” и разрешил прописать к себе сына и внучку. В управлении жилья женщину обвинили в том, что она сделала это специально, и предложили однокомнатную квартиру.

Не имеет значения, кто, когда и как был прописан. Главное, что прописаны все законно. Квартиру из расчета 18 квадратных метров общей площади на каждого обязаны предоставить всем зарегистрированным жителям. Жилуправление обязано учесть, что семья увеличилась. А законна или нет регистрация, решают органы внутренних дел.

Так что в этом случае правда на вашей стороне. Суд вы выиграете.

Сколько квартир?

— Обязаны ли при переселении из пятиэтажек расселять квартиры, в которых живет несколько родственных семей (семьи отцов, детей, дедов, прадедов)? Мы вот с мужем в разводе 5 лет. Но нас все равно пытаются засунуть в одну квартиру — говорят, вы специально развелись, фиктивно. А у инспектора давно лежат готовые исполнительные листы на лишение собственности и принудительное выселение.

“Обязаны”... Об этих словах вообще забудьте. Все, что могут переселенцы, — это просить и умолять. Так уж написаны столичные переселенческие законы. Квартиру вам предоставят, как всем, той же стоимости, что и старая квартира, с доплатой за непроизведенный капитальный ремонт. А разъехаться дадут, если вдруг у инвестора окажется лишние жилье.

Учтите, признать развод липовым может только суд! И уж никак не работник префектуры или жилуправления. А вот засунуть бывших супругов в одну квартиру при переселении могут. Потому что по закону отдельное жилье разведенным предоставляют лишь в порядке улучшения жилищных условий — если они стоят на очереди. Власти считают: их дело — переселить людей в другую квартиру, а уж потом они сами должны решать свои проблемы.

Такая же история и с возможностью доплатить за лишние метры: будет возможность — разрешат, не будет — возьмете, что дадут. Закона, чтобы при переселении предоставлять каждой семье отдельную квартиру, у нас нет. Хотя в статье 40 Конституции сказано, что каждый человек имеет право на жилище.

Выходит, Конституция дает право предоставлять каждой семье отдельные квартиры, а в переселенческом законе об этом — молчок.

Миф о дополнительной площади

В семье Григорьевых, проживающей на Симферопольском бульваре, дом 29, корпус 1, есть семнадцатилетний мальчик — инвалид детства. Парню положена дополнительная площадь, однако в жилотделе Южного округа Григорьевым заявили, что не предоставят ни одного лишнего метра...

Про инвалидов в наших законах много чего хорошего записано. Но на переселение это хорошее не распространяется. Потому что в статье 96 Жилищного кодекса сказано, что дополнительную площадь предоставляют только тем, кто имеет на нее право и реально ею пользовался. А таких — единицы.

Решить вопрос о предоставлении дополнительной площади сегодня можно только в административном порядке — по договоренности с администрацией окружного управления жилья и префектурой. Такова проза нищей жизни, о справедливости которой говорить не приходится. Допплощадь не дают даже очередникам, имеющим на нее право. Ведь по закону ее предоставляют только при улучшении жилищных условий. Переселение таковым не является.

Пишите письма мелким почерком...

Елена Григорьевна Парсницкая при переселении из дома №28 по Новогиреевской улице получила трехкомнатную квартиру для себя и семьи своей внучки.

— Во время переселения я просила отдельную квартиру, потому что постоянно пользуюсь калоприемником. Но мне отказали. Сказали: людям старше 80 лет отдельную квартиру не дают — не положено. Мне 85 лет, но я вполне самостоятельная, — говорит женщина.

Теперь у нее серьезные проблемы с родней.

Так положены ли людям старше 80 лет отдельные квартиры?

Еще как положены! В Жилищном кодексе нет ни слова о возрастных (а также половых, национальных и социальных) ограничениях при получении отдельного жилья. И отказывать в положенном по закону — значит нарушать статью 19 Конституции России. Квартиру обязаны предоставлять (и переселенцам, и очередникам) как в 80 лет, так и в 90. Другое дело, что властям выгодно забывать о правах стариков.

— От родителей по наследству досталась квартира. А у меня в пятиэтажке, которая идет под снос, комната в коммуналке. Что я получу теперь?

Если комната в пятиэтажке — ваша собственность и вы в ней прописаны, предоставят отдельную квартиру. Даже если на стороне у вас еще 10 квартир. Так же поступят и с прописанными (пардон, зарегистрированными) в пятиэтажках нанимателями жилья. А вот непрописанным переселенцам-собственникам выплатят только денежную компенсацию в размере рыночной стоимости с доплатой за непроизведенный капитальный ремонт. Впрочем, и они могут побороться за отдельную квартиру: изъятие имущества возможно только на основании решения суда. А по статье 49 (со значком “3”) ЖК, собственник может выбирать между новой квартирой и деньгами. Хотите получить квартиру? Подавайте в суд. Он руководствуется Конституцией. В статье 35.3 говорится: “Принудительное отчуждение для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”.



— Можно ли привлечь к судебной ответственности Департамент муниципального жилья за просрочку переселения?

Какой суд! Призвать Департамент муниципального жилья к ответственности может только правительство Москвы. Ответственность-то не уголовная, а дисциплинарная. Жаждете мести? Пишите в мэрию: “Ваше постановление не выполняется, просим принять меры...” Уголовное дело не возбудят, но по шапке дадут.

Только проблем от этого не убавится. У города свой переселенческий закон, и пока он действует, обиженных будет больше, чем счастливых. Дело в том, что большую часть прав переселенцев город гарантировать забыл. И это не случайно. Когда закон четко не оговаривает права, вопрос решают чиновники.

По большому счету городу нужен другой закон, регламентирующий переселение. Поэтому — пишите. Но не письма, а жалобы. В Московскую прокуратуру, в Генеральную, в Конституционный суд. Описанная в жалобе история вашего переселения станет лишним доказательством того, что так называемые гарантии города Москвы противоречат Конституции и федеральным законам.

А пока старый закон остается в силе, воспользуйтесь советом известного адвоката Леонида Ольшанского: тяните время всеми правдами и неправдами, не являйтесь в суд, требуйте оценки своей квартиры в федеральном центре судебных экспертиз. Хоть она и платная, но благодаря ей стоимость вашей квартиры может возрасти. Особенно если квартира хорошо отремонтирована. Может быть, инвестор не выдержит, плюнет на все и специально для вас купит нормальную квартиру.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру