Увидеть сегодня инверсионный след в небе от военного самолета — большая редкость. Летают нынче истребители и бомбардировщики не часто, будто и нет у России воздушного щита. Впрочем, пилоты у нас не перевелись. И на чем летать имеется. Одна беда — “сухой паек”, на который авиаторов посадила наша нефтяная держава. По данным главного штаба ВВС, в прошлом году средний налет в истребительной и дальней авиации составил всего 10 часов. Немногим больше — от 35 до 50 часов — набрали в штурмовой, бомбардировочной и военно-транспортной авиации.
Впрочем, даже при минимальном налете 635 российских летчиков и штурманов умудрились повысить классность, 71 стал в своем деле мастером. Были в прошлом году и учения со стрельбой по реальным воздушным целям, и полеты “за моря”. Бомбардировщики и штурмовики 200 раз пускали ракеты класса “воздух—поверхность”, “стратеги” выполнили 10 пусков крылатых ракет воздушного базирования, истребители-перехватчики 30 раз отгоняли от наших границ непрошеных воздушных визитеров — потенциальных рустов.
Статистика — штука утомительная, но с фактами, как говорится, не поспоришь. А они свидетельствуют: в эпоху “смут и переделов” Военно-воздушные силы оказались той универсальной машиной, что не дала сбоя на самых запредельных режимах. И сокращают ВВС (очередной секвестр составит 30 тысяч должностей), и реформируют (как обычно, не слишком продуманно), и керосиновым голодом морят — а они все живы.
Справка “МК”. Сегодня боевое ядро военной авиации составляют 37-я воздушная армия Верховного главнокомандования стратегического назначения (дальняя авиация), 61-я ВА ВГК (военно-транспортная авиация), Московский округ ВВС и ПВО, три объединения со штабами в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Хабаровске, три отдельных корпуса (Екатеринбург, Новосибирск и Чита). В ближайшее время планируется сформировать две армии, три дивизии.
Особый разговор о дальней авиации — главной ударной силе ВВС. Две ее смешанные дивизии оснащены самыми мощными в мире ракетоносцами “Ту-160”, стратегическими бомбардировщиками “Ту-95 МС”, бомбардировщиками дальнего радиуса действия “Ту-22 М3”. Есть и свои воздушные танкеры “Ил-78”. “Дальникам” за последние годы удалось восстановить статус-кво, вернуться в зоны, где дежурство было временно прекращено. Сегодня “стратеги” в сопровождении истребителей ходят и через Северный полюс к берегам Канады, и за два моря — Черное и Белое. Кстати, “старичок” “Ту-95” (на вооружении с 1956 года, всего было выпущено более 500 самолетов различных модификаций), точнее его “внук” “Ту-95 МС” из дальневосточного гарнизона Украинка в этом году успешно освоил широты Заполярья. Чем немало озадачил генералов Пентагона, решивших, что русские начали размещать ракетоносцы вблизи Аляски.
Командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Михаил Опарин считает, что запас прочности, заложенный в “Ту-160” и “Ту-95 МС”, позволяет смело назвать их авиатехникой XXI века. “Говорю об этом с уверенностью, поскольку не понаслышке знаю стратегическую авиацию “друзей-соперников”. На “В-52” мне удалось полетать, как говорится, вживую, а на “В-1” — на авиационном тренажере. После чего просто влюбился в наши самолеты “Ту-95 МС” и особенно в “Ту-160”, — воодушевленно говорит генерал.
Завтрашний день дальней авиации связывают прежде всего с созданием перспективного авиакомплекса, в котором получит дальнейшее развитие идеология ракетоносца “Ту-160”. В ВТА ставка делается на модернизированный “Ил-76МФ”. Продолжится работа и по совместному российско-украинскому “Ан-70”.
Если “стратегов” можно отнести к своего рода элите, то летчики фронтовой авиации — скорее главные трудяги ВВС. В чем-то они сродни десанту и пехоте, которых первыми бросают в бой и которым соответственно больше всех достается. Когда в разгар второй чеченской кампании главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков говорил, что до 80 процентов задач огневого поражения боевиков выполняет авиация, речь шла как раз об экипажах фронтовой авиации.
Сегодня без участия истребителей и штурмовиков, бомбардировщиков и воздушных разведчиков не обходится ни одно крупное учение или командно-штабная тренировка. Памятен случай, когда в конце прошлого года систему ПВО американской авианосной ударной группы в Японском море успешно “распечатала” пара фронтовых разведчиков “Су-24 МР”, сопровождаемая истребителями “Су-27”. (Забавная деталь: российские летчики переговаривались тогда между собой на... татарском языке, и американцы не смогли расшифровать, кто же к ним так нагло подлетает.)
С совершенствованием “Су-27”, а также модернизацией фронтового истребителя “МиГ-29” и перехватчика “Су-30” командование ВВС связывает большие надежды. По мнению специалистов, массового поступления в войска более продвинутых машин, к примеру “Су-35”, в ближайшие годы ожидать не приходится. А модернизация самолетов, о которых идет речь, позволит приблизиться к лучшим зарубежным аналогам. Машины фирм Микояна и Сухого действительно отменные. Достаточно вспомнить: ни один истребитель в мире, кроме “МиГ-29” и “Су-27”, не способен сегодня выполнить такую фигуру высшего пилотажа и боевого маневрирования, как “кобра”. Что до “Су-30”, как заметил заслуженный летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур, за счет его модернизации можно сделать самолет даже лучше хваленого американского “F-15E”.