Забей гол в ворота судьбы!

...Возможно, мы бы так и не узнали об этом необычайно азартном и зрелищном виде спорта, если бы сын главного инженера американского завода “Боинг” Билла Берри в 1980 году не попал в автокатастрофу и не остался бы без ноги. Ради него Берри создал команду из футболистов-ампутантов сначала в Америке, а затем и в других странах. В 1988-м футболисты-ампутанты появились и в СССР. Ими стали бывшие воины-“афганцы” в Ташкенте.

Сегодня среди взрослых игроков немало ветеранов чеченской войны (две команды — питерская и волгоградская — вообще целиком из них состоят). В столице же из игроков-ампутантов сформировали две футбольные команды: “Спартак” и “Олимпро”. А в декабре прошлого года на чемпионате “Кубок мэрии” впервые выступили детские команды.

Футбол ампутантов потрясающе красив. Опытные спортсмены демонстрируют на площадке просто чудеса техники, граничащие с цирковой эквилибристикой. Не случайно за рубежом матчи футболистов-ампутантов транслируют по всем телеканалам.

В начале апреля в Волгограде пройдет первый тур 6-го чемпионата России по футболу среди команд инвалидов-ампутантов. Готовы ли москвичи к чемпионату России?

В Олимпийской деревне тренируется одна из наших команд — “Олимпро”.

— Почему на футболках некоторых ваших игроков написано “Минкас”? Уж не подстава ли?

— Что вы, нет, конечно. Просто несколько лет нас финансировало Московское управление инкассации, потому и команда называлась “Минкас”. Новому руководству стало не до футбола инвалидов. Хорошо, помог Московский спортхолдинг “Олимпийская система”. Помещение же для тренировок дает директор с/к “Олимпийская деревня” Геннадий Венглинский, но все равно спонсоры нужны позарез. Трое из наших игроков — члены сборной команды России. Нужно проводить сборы, вывозить команду на соревнования, а это деньги, и немалые. Из-за проблем с финансированием из трех московских команд футболистов-ампутантов выжили только две. А ведь спорт для инвалидов, особенно для детей и молодых ребят, — не только физическое, но и душевное здоровье!

— Для нас футбол больше, чем игра, — подхватили разговор спортсмены. — Даже просто быстро передвигаться по полю не так-то легко. Но когда ты понимаешь, что все-таки научился неплохо гонять мяч, когда почувствовал азарт соревнований, услышал крики болельщиков — вдруг замечаешь, что жизнь, оказывается, не закончилась, и солнце светит, и девушки тебе улыбаются...

— Не представляю, что было бы со мною, если б не пришел в эту команду, — признался игрок “Олимпро” Алексей Горячев.

Алексею было 18, он работал слесарем на автобазе...

...В тот день он очень спешил с работы домой. Попытался вскочить в электричку, но двери автоматически захлопнулись, и его рука оказалась зажатой створками. Электричка медленно набирала ход, а Алексей бежал по платформе рядом с поездом и все пытался выдернуть руку из дверных тисков. Наконец створки выпустили руку из плена... От этой неожиданно наступившей свободы Алексея раскрутило, швырнуло под колеса...

“Скорая”, больница, операция... Ногу спасти не удалось.

После ампутации он замкнулся, никого не хотел видеть. Так и просидел в четырех стенах, пока мама не нашла немецкую фирму по протезированию. Долго осваивал протез, однако через год культя атрофировалась, и потребовалось все начинать сначала. Повторная операция, новый протез...

— Летом 1999-го, когда я в очередной раз лежал на перепротезировании, в больницу пришел тренер Сергей Лисицын. От него-то и узнал, что ампутанты, оказывается, играют в футбол. Решил рискнуть и приехал на тренировку. С тех пор пошла совсем другая жизнь. Появились друзья, а игра в команде избавила от комплексов. Ведь на поле укрепляется не только тело, но и характер. Теперь я учусь на вечернем отделении института, а днем приезжаю в Олимпийскую деревню заниматься спортом. Познакомился с чудесной девушкой. Катя приходила болеть за меня на все соревнования, в декабре прошлого года мы сыграли свадьбу.

Конечно, правила игры для футболистов-ампутантов отличаются от футбольных.

— Размер поля у нас обычно 40х22 метра, — объясняет генеральный директор Союза футбольных клубов инвалидов, начальник Национальной сборной команды России Ахиллес Маврофиди. — Ворота — 3х2 метра (как в мини-футболе). Игра длится два тайма по 20 минут. Полевые игроки играют без протеза ноги, а вратарь — без протеза руки. Он не имеет права выходить за пределы своей зоны (чтобы не использовать преимущества в скорости передвижения на двух ногах). Нельзя играть костылями и на протезах. А в остальном все так же, как в обычном футболе.

— Как передвигаются ваши ребята вне игры?

— Большинство — на протезах. К сожалению, “ноги” и “руки” отечественного производства очень далеки от международных стандартов. Наши — тяжелее, хуже качеством. Но купить даже те, что выпускаются в России совместными предприятиями, большинству не по карману...

А знали бы вы, как добираются команды до места проведения соревнований! Закон “О социальной защите инвалидов” принят аж в 1995 году. По нему с 1 октября по 15 мая инвалиды должны покупать билеты за полцены. Но... Это только на бумаге. “Удешевленные” билеты инвалидам-ампутантам не продает ни одна авиакомпания! Поэтому в Москву на “Кубок мэрии” команды из Кемерова, Барнаула, Владикавказа, Волгограда, Ижевска, Махачкалы добираются поездами, а это четыре дня пути. Можете себе представить, в какой форме они после такой трудной даже для здорового человека дороги приезжают на соревнования. К тому же ребята работают, и далеко не все организации согласны оплачивать им такие “отпуска”. Впереди чемпионат России. Неужели все опять повторится?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру