Студент Московского городского педуниверситета Максим Кондаков всю жизнь мечтал о большой сцене. К маленьким он уже привык. Высокий, симпатичный, с тремя серьгами в ушах, Макс с детства лабал рок на своей сначала акустической, а потом и электрогитаре, балдел от “Битлз” и “Дип Перпл” и мечтал. Догадывался ли он, что сценой, на которую он выйдет под гром аплодисментов, станут подмостки Государственного центрального концертного зала “Россия”?
Звездный час пробил для Максима, а точнее, для Максима Борисовича, в пятницу вечером. Но не как для музыканта, а как для победителя в номинации “Дебют” московского этапа конкурса “Учитель года”, с пафосом завершившегося на днях в столице.
Заявки на участие в первом в этом веке конкурсе “Учитель года” в Москве подали 7 тысяч педагогов. Но до “России”, где проходил заключительный этап городского тура, дотянуло гораздо меньше. Финалистами стали 20 московских учителей и 7 специалистов дошкольного, профессионального, дополнительного и тому подобного образования. В том числе и самый молодой финалист конкурса — учитель истории и английского языка из школы-лаборатории №760 Максим Борисович Кондаков.
Страсть к языку появилась у Максима в 5-м классе. В 11-м он уже смело выходил на замену учителей английского, когда те болели. Когда поступил на 1-й курс исторического факультета, Максима сразу же взяли на ставку в родную 760-ю школу — руководить музыкальной студией. По вечерам Макс учил детей петь. А со второго курса стал преподавать историю. Так что педагогический стаж у Макса уже солидный — 4 года. Сейчас он заканчивает 4-й курс. И уже нацеливается на второе высшее, лингвистическое образование.
Серьги в ушах учителя истории и английского в школе никого не шокируют. Даже администрация относится к этому лояльно. А ученики Максима и вовсе пытаются ему подражать.
— Ко мне часто подходят ученики и спрашивают, можно ли и им носить серьги? Обычно отсылаю их к родителям: разрешат — пожалуйста. Хотя есть еще некоторые педагоги, которые запрещают это делать. Но молодежная культура не подвластна учителям, к счастью, они уже не имеют таких прав, как раньше.
Поболеть за Макса в “Россию” приехали его девушка Анна, бабушка, мама и зав. кафедрой педагогики из университета. Но “учителем года” Максим не стал. Пока. Зато ему достался приз от “МК” как самому молодому финалисту конкурса. Кроме стандартного учительского набора (цветов, коньяка и коробки конфет) мы подарили неформальному учителю телевизор. Чтобы он мог в спокойной обстановке еще раз стать свидетелем своего звездного часа...
То, что творилось в этот день в ГЦКЗ “Россия”, больше походило на развеселые посиделки, чем на финал серьезного конкурса. Учителя, абсолютно не стесняясь, рассказывали о себе, с чувством декламировали стихи, играли на гитаре, пели хором и поодиночке, лихо отплясывали цыганочку и лезгинку — в общем, веселились вовсю. В этом им помогали звезды отечественной эстрады. На сцене в этот вечер засветились поэты Илья Резник и Александр Шаганов, композитор Александр Морозов, небезызвестный пародист и телеведущий Максим Галкин, легендарные певицы Нани Брегвадзе и Эдита Пьеха и другие звезды. Но все равно героями дня были не они, а московские учителя.
Кстати, некоторым нашим звездам, как выяснилось, учительская стезя отнюдь не чужда. Эдита Пьеха, например, в промежутках между песнями обмолвилась, что свою карьеру она начала еще в Польше, с красным дипломом окончив... педагогический лицей!
Судило участников большое жюри. В него кроме профессионалов, среди которых были ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров и легенда отечественной педагогики Шалва Амонашвили, вошли родители и... обычные московские школьники. Под бессменным председательством Марии Комлевой жюри, скрепя сердце, отсеивало претендентов. В суперфинал из 27 педагогов попали только семеро. Но самое сложное было впереди. Из всей великолепной семерки предстояло выбрать лишь одного. Жюри со своей задачей справилось блестяще. “Учителем года” московского этапа этого конкурса по заслугам стал преподаватель психологии из школы №1927 Восточного округа столицы, лауреат конкурса “Авторская школа-94” III Международного фестиваля инновационных школ Андрей Милехин. В суперфинале он набрал 29,7 очка из 30 возможных.
На вопрос, ждал ли он такого поворота событий, суперфиналист ответил:
— Такие вещи нельзя предполагать. Это случайность. Хотите, поиграем в случайности? В ходе конкурса, на семинаре во время жеребьевки мне достался 13-й номер. Дальше 13-й номер ожидал меня, когда я тянул билеты с конкурсным заданием, — выпал билет №13. Дальше: если бы вы посчитали, в каком порядке сегодня выходили финалисты, вы заметили бы, что я был 13-м. В буклете с фотографиями и краткими резюме всех финалистов я оказался также на 13-м месте. И, наконец, когда мы сошли со сцены, у меня оказалось кресло под номером 13...
Все финалисты получили ценные подарки. А “учителю года” торжественно был вручен ноутбук последней модели. Кроме того, абсолютно всем финалистам достались путевки на неделю в Египет и подписка на второе полугодие на “Московский комсомолец”.
Но самый, наверное, большой сюрприз для всех московских учителей приготовил мэр столицы Юрий Лужков, также по случаю оказавшийся в зале.
— Мы пришли сюда с “небольшим” подарком, — выйдя на сцену, пошутил мэр. — К 1 мая немножко повысили учителям зарплату. То же самое мы сделаем еще раз — к 1 сентября...