Вера, одежда, любовь

Можно не сомневаться, парад открытия Олимпиады в Афинах станет поистине грандиозным подиумом. Миллиарды людей по всему миру будут смотреть этот невероятный показ спортивно-светских коллекций. И сейчас в самом разгаре гонка дизайнеров: сотни фабрик кроят и шьют форму для многочисленных команд-участниц. Россияне на сей раз вне конкуренции: у наших олимпийцев будет все — от дорогущих парадных костюмов до полотенец и тапочек для душа с олимпийским логотипом.

Символично, что автором российской олимпийской коллекции оказался грек — Константин Андрикопулос. “Мы же просто обязаны произвести фурор! — вдохновенно доказывал модельер. — Потому и мучились так долго. Только на днях эскизы подписали. Так что самой одежды пока нет, но читатели “МК” будут первыми, кто увидит окончательные рисунки.

Дизайнерам уже прислали два отдельных списка “нестандартных мужчин” и “нестандартных женщин” — которым все сошьют по индивидуальным лекалам. И к тому же, как сказал Андрикопулос, “с учетом личных капризов”...

Слышала бы этот разговор великая гимнастка Лариса Латынина! Вспомнилась цитата из ее недавнего интервью: “Как же часто нашим олимпийцам было неловко и обидно за свою форму. Это даже на результаты иногда влияло. Мы получали со склада черные шерстяные купальники трех стандартных размеров — 42-й, 44-й, 46-й. Приходилось распарывать их на руках, потому что трикотажных швейных машинок не было, и сшивать заново. Причем украшать эти купальники было категорически запрещено. А когда я уже была старшим тренером, нам однажды выдали такую форму, что мы чуть не заплакали. Примерили — просто кошмар какой-то. Тогда председателем Спорткомитета был Юрий Дмитриевич Машин. Я одела трех девочек и сама оделась в эту форму. Пришли к нему в кабинет и говорим: “Вот, полюбуйтесь”. “Конечно, — говорит он, — у вас фигуры нестандартные”. Но все-таки отдал распоряжение, и купальники немного перешили. Когда получаешь сумку с такой вот формой перед выездом на соревнования — это на неделю испорченное настроение”.

Греческий дизайнер долго пытался проникнуть в тайны русской души, чтобы воплотить ее образ в своих костюмах. Наши коллеги посоветовали ему посмотреть фильм “Цирк”, и модельер до такой степени проникся образом Любови Орловой и мягкой, элегантной модой 30-х, что вопрос, в каком именно стиле создавать парадную олимпийскую коллекцию-2004, больше не обсуждался.

— Это же надо, вашей стране тогда было так тяжело, люди страдали, их ссылали в Сибирь и расстреливали, а мода была такой изящной и светлой. Она покорила меня. Я, что называется, почувствовал настоящий русский дух...

— В чем еще изюминки вашего дизайна?

— Например, на свитерах слово “RUSSIA” написано такими же буквами, как “СССР” в послевоенные годы. Узкие ветровки — трогательное воспоминание о 60-х. Спортсменам такой ретростиль очень понравился. А национальный русский узор абсолютно на всех спортивных моделях (от толстовки до тренировочной майки) мы взяли с современного российского рубля.

Естественно, мы учли климатические особенности Афин. Этим объясняется “пляжный” уклон некоторых элементов нашей коллекции. Например, рубашек-гаваек. А парадная коллекция будет сшита из шерсти тончайшей выделки цвета беж. В ней даже в 40 градусов жарко не будет.

В целом все вещи созданы в едином стиле.

— Не зря говорят, греки очень на русских похожи. Любят все откладывать на последний момент... Вы, главное, скажите: к Олимпиаде успеете?

— Обещаю!

“Едва Игры заканчивались, одежду с нас просто сдирали!”

В советской идеологии изначально было заложено: внешний вид значения не имеет, главное — духовное богатство. И нашим олимпийцам это тоже усиленно внушали. Но можно себе представить, как они чувствовали себя рядом с нарядными американцами и холеными элегантными англичанами в коричневых рубашках из дорогого материала.

А наша сборная демонстрировала “олимпийскую коллекцию” с ереванской фабрики. Парадную одежду в стиле “ответственный партработник” и спортивную — а-ля “счастливый дачник”: безразмерные шерстяные костюмы с портками под грудь и майки, которые скукоживались после первой стирки. Однако на груди красовался советский герб и громадные буквы “СССР”, нашитые вручную...

Зато какой экзотикой все это выглядело в глазах иностранцев! Они смотрели на советских спортсменов как на людей с другой планеты и совершенно не понимали, откуда берется такая сила духа. “Едва Олимпиада заканчивалась, эту форму с нас просто сдирали! — рассказывают олимпийцы тех лет. — Спортсмены из других команд подходили и просто говорили: “Change!” За одну полинявшую советскую майку можно было выменять любой костюм целиком: хочешь — английский, хочешь — швейцарский...” Но случалось, много лет спустя великие атлеты начинали жалеть о тех самых полинявших майках с огромными буквами “СССР”. Переживать, что не сохранили уродливый, но бесценный кусочек собственной истории...

Конфуз на пароходе

Десятки лет назад так же, как и сейчас, наши спортсмены перед Олимпиадой с замиранием сердца ждали: что им придется примерять на сей раз? История олимпийской моды — тема для отдельной книги. Но вспомним лишь самое главное.

Участие в первых трех Олимпиадах для представителей государства российского не сложилось. И только в 1908 году 6 русских спортсменов (каждый одевался как мог) отправились на летние Игры в Лондон (а всего там выступали 2034 участника, в том числе 36 женщин). Однако маленькая сборная привезла аж три медали — одну золотую и две серебряные!

На Олимпиаду 1912 года в Стокгольме были делегированы уже 169 русских атлетов. Причем 13 февраля того же года на заседании РОК (Российского олимпийского комитета) была утверждена единая форма для всей команды: белая фуфайка и соломенная шляпа с лентой в цветовой гамме национального флага. На том же заседании было внесено предложение: “Возбудить ходатайство о посылке в Стокгольм парохода, на котором постоянно находились бы русские”.

Идея красивая, но вот как описывал дальнейшее журнал “Русский спорт”: “Пароход, расцвеченный флагами, все удаляется и удаляется. Беспрерывно играет духовой оркестр. Вдруг на палубе происходит волнение. Оказывается, некоторые спортсмены, не знавшие об экстренном изменении часа отхода “Бирмы”, не попали на него. Среди опоздавших был и сам председатель Российского олимпийского комитета В.И.Срезневский”.

А вот что писал в своей книге “Страницы из прошлого” олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин:

“Жизнь на пароходе не была регламентирована, никакой дисциплины среди его населения — участников Олимпиады — не существовало. У коменданта “Бирмы” полковника Москова не хватило твердости для установления порядка. На палубе не только днем, но и белыми ночами шел, что называется, дым коромыслом. Одни тренировались в беге, другие дрались на эспадронах, третьи играли в футбол, а вечером начинались танцы со шведскими девушками-студентками, в изобилии появлявшимися на нашем корабле”.

Вернулась наша команда из Швеции с почетным 15-м местом среди 28 команд. И это было самое горькое и скандальное поражение российской сборной за всю историю. Хорошо, что оно осталось в далеком прошлом...

А в следующий раз наша команда вышла на олимпийский парад открытия лишь зимой 1952 года на Играх в Хельсинки. Что касается формы, то партийное руководство опасалось ударить в грязь лицом перед другими странами, и спортсменов одели в роскошные золотистые пальто из нерпы: это был настоящий фурор!

Увы, недолго счастье длилось. Как только в мире поняли, что команде СССР равных нет, руководство Олимпийского комитета решило, что разоряться на спортивную форму больше не обязательно. Наши ведь и так не подведут.

Лифчик от дизайнера

Современную олимпийскую одежду стоит разделить на три категории: парадную, повседневную (ту, что олимпийцы обязаны носить во время Игр за пределами номера в Олимпийской деревне), и форму непосредственно для выступлений. И сразу оговоримся: известные модельеры могут разрабатывать все что угодно: тренировочные штаны, майки, трусы и даже лифчики, однако непосредственно на соревнованиях, включая Олимпийские игры, атлеты должны выступать согласно контрактам — в вещах от технических (личных или командных) спонсоров, если они, конечно, есть. Раньше этот технический спонсор у нашей команды был единственный. Потом контракт расторгли, и теперь каждый вид спорта ищет себе спонсора сам.

Естественно, парадную форму спортивные фирмы не шьют. Приходится заказывать ее отдельно. Однако элитных дизайнеров немногие сборные могут себе позволить. России в этом смысле просто повезло. Владелец “Боско ди Чильеджи” Михаил Куснирович попросту подарил нашей команде олимпийскую форму. Это вылилось в имиджевый спонсорский пакет на “каких-то” 3 млн. евро...

Дело в патриотизме и корпоративном престиже. Не случайно даже такие гранды, как “Коко Шанель”, “Пьер Карден”, “Ив Сен-Лоран”, берутся за парадные олимпийские заказы. Представьте, как повезло французам. Их всегда одевали роскошно, и это понятно. А первым “олимпийским” дизайнером haute couture был Пако Рабанн: в конце 1960-х годов именно он разработал форму для олимпийской сборной Франции...

Кому — Карден, кому — Ереван

В СССР вопрос об экипировке олимпийской делегации всегда проходил массу согласований, вплоть до партийного руководства. До 80-го года эту форму разрабатывали в Общесоюзном Доме моделей, а потом почетная миссия перешла в руки мастеров Дома моделей спортивной одежды. А шили костюмы до 1988 года, повторим, в Армении. При Госкомспорте существовал специальный экипировочный отдел, у которого был договор с фабрикой в Ереване.

После перестройки отечественную форму стали шить в Югославии, на какой-то сомнительной фабрике, ничем не лучше советской. А ткань-то какую нашли — фантастика! Зеленовато-коричневатого цвета штаны и какие-то немыслимые цветастые рубашки. Так и нарядили объединенную команду СНГ в 1992 году...

Потом был Валентин Юдашкин со своими авторскими парадными коллекциями — сначала для зимних Игр-94 в Лиллехаммере, потом для летней Олимпиады-96 в Атланте. Смотрелась летняя форма довольно эффектно, особенно запомнились шляпки и шарфики с триколором.

Что характерно, в 2000-м олимпийскую форму снова заказывали в Югославии. Правда, тогда в ее разработке участвовал известный российский модельер Алексей Греков.

И вот наконец-то российская команда получила настоящую авторскую олимпийскую коллекцию “Боскоспорт-2004”. Остается только, чтобы результаты оправдали эту красоту, и не шутили бы потом завистливо соперники, мол, встречают-то, понятно, по одежке... Главное, чтобы провожали соответственно...

БАГАЖ ОЛИМПИЙЦА-2004

1 - Парадная куртка

2 - Парадные брюки (юбка)

3 - Ветрозащитная куртка

4 - Ветрозащитные штаны

5 - Поло

6 - Футболки

7 - Шорты спортивные

8 - Рубашка гавайская

9 - Рубашка парадная

10 - Жилет парадный

11 - Шорты расхожие / бриджи

12 - Толстовка х/б

13 - Брюки (юбка) х/б

14 - Тренировочные майки

15 - Тренировочные шорты

16 - Плавки/купальник

17 - Сумка для переезда

18 - Спортивная сумка

19 - Рюкзак

20 - Полотенца

21 - Кепка/берет

22 - Бандана

23 - Носки

24 - Ботинки (туфли) парадные

25 - Кроссовки

26 - Сандалии

27 - Тапки для душа

28 - Аксессуары


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру