Сейчас банковское сообщество встревожено, а рядовые россияне просто не понимают, что творится и как сложится судьба их денег. И не пора ли накануне праздничных выходных обналичивать свои сбережения? Чтобы, вернувшись с дач, не оказаться в компании обманутых вкладчиков... Прокомментировать ситуацию “МК” попросил руководителя Института модернизации Михаила ДЕЛЯГИНА.
— Михаил Геннадьевич, откуда разговоры про новый дефолт?
— Ну, это вы слишком. У российской банковской системы действительно есть проблемы. Бизнес захлестнут валом нефтедолларов, которые в значительной степени оседают в банках. Эти деньги надо использовать, а привлекательных инвестиционных проектов не хватает. Когда собственность в стране не защищена — кредитование становится экстремальным видом спорта. Конечно, банки ссужают деньги — им просто некуда деваться, — но при этом растут их собственные риски. А наиболее привлекательных клиентов отбирают западные конкуренты, которые предоставляют более дешевые, более крупные кредиты и обеспечивают банковское обслуживание и в России, и за границей.
— Так будет кризис или нет?
— Говорить о возможности возникновения в ближайшем будущем системного кризиса или даже проблем, подобных событиям августа—сентября 1995 года, нельзя. Поток нефтедолларов успешно сглаживает ситуацию, и до резкого удешевления нефти проблем у российской банковской системы быть не должно.
Будут проблемы у отдельных банков. Многое говорит о том, что Москва сегодня является одной из крупнейших “прачечных” мира, отмывающих “грязные” деньги. Если вы, положим, попытаетесь снять сто тысяч своих кровных долларов наличными в американском банке — скорее всего выйдете из него в наручниках. В России, подписавшей все документы и принявшей закон по противодействию отмыванию денег, можно снимать наличные доллары хоть “КамАЗами”: есть банки, в которых это почти норма.
Понятно, что проверять, а при подтверждении подозрений, — закрывать такие структуры необходимо. Но без ущерба для граждан.
— Дело Содбизнесбанка, которому сначала разрешили набрать 22 тысячи вкладчиков, а потом шумно обанкротили, развивалось по обратному сценарию?..
— Бросались в глаза бессилие чиновников (как из Центробанка, так и из силовых структур) и недееспособность “отреформированной” до полного паралича (особенно когда дело касается общественных интересов) судебной системы. Поэтому сейчас представители государства должны понять, чем может обернуться для рынка невзначай оброненная фраза о “черных списках”.
Власти должны раз и навсегда усвоить, что пугать банки — совсем не такое же безобидное удовольствие, как, к примеру, нефтяные компании. Ибо нефть остается в недрах, а после испуга банка активы “сливаются” в дружественные структуры, а то и вовсе за рубеж, и ничего не остается. Как это случилось с Содбизнесбанком, вкладчики которого оказались крайними...
Конечно, радует, что Центробанк начал исправлять ошибки и заявил о готовности поддержать банки, оставшиеся из-за паники без необходимых средств. Но главный урок все же иной: банки, подлежащие ликвидации, должны закрываться мгновенно — тогда сохранность денег будет максимальной, и люди не пострадают.
— А какие бы советы вы дали вкладчикам?
— Они должны утроить свою внимательность. Проценты по вкладам выше средних, навязчивая рекламная кампания по привлечению денег граждан, конфликт с Центробанком, скандалы с участием руководства или учредителей банков — это признаки неблагополучия, которые должны заставить задуматься о поиске более надежной организации.