Им не нужны видеоклипы, рекламные кампании и обложки модных журналов. Достаточно немного афиш плюс информация на нужных сайтах — и в каждом приличном городе на концерт соберется гарантированная тысяча человек. Большего этому коллективу не требуется, но собравшаяся тысяча будет безгранично счастлива. На днях счастливыми стали московские фэны “KMFDM”.
Полное название коллектива — “Kein Mehrheit Fur Die Mitleid”, то есть “Без Жалости к Большинству”. У нас в большем почете другая версия, по которой “KMFDM” — это не что иное, как “Killing Mother Fucker Depeche Mode”. Круче, конечно, но, увы, неправда. Коллектив этот больше похож на целую музыкальную коммуну, в которой перемешались немцы, англичане, американцы, а руководит предприятием выходец из бывшего СССР Саша Конецко. Именно он сколотил в 1984 г. группу с непонятной музыкой и невнятным будущим. Первый альбом “KMFDM” практически арестовали за то, что запись была напичкана ворованными сэмплами. Но потом дела пошли лучше. Коллектив записал почти два десятка пластинок, не выбился в большие звезды, но стал почти культовой величиной. По крайней мере маек они продают иногда больше, чем пластинок.
Как интеллигентный “Rammstein”. То есть был индастриал, но не было огня, фаллоимитаторов и искусственной спермы. Пять человек на сцене, барабаны, бас, гитара и две стойки с сэмплерами. В общем, все, что нужно техно-метал-группе. Само действо имело очень клубный размах (то есть никаких наворотов и спецэффектов), но прошло весьма эмоционально. Фронтмен Саша с ирокезом и в огромных темных очках, фронтменша Личия в черной рубашке с серпом и молотом. В какой-то момент девушка приблизилась к публике на опасное расстояние, и первые ряды вцепились в ее серпасто-молоткастую рубаху. Наряд треснул, и взору публики открылось тело и ярко-красный бюстгальтер. Дженет Джексон со своей “нечаянно” оголившейся грудью нервно курит — то был дурной гламур в исполнении древнеющей поп-дивы, а здесь — энергичный (есть, правда, подозрение, что тоже спланированный) и красивый жест. Красный бюстгальтер, черная рубашка, серп и молот! Можно было смело петь: “Это есть наш последний и решительный бой!”.
Толпа и группа явно остались довольны друг другом. В зале собрались, пожалуй, самые нарядные неформалы города (готы выглядели просто сногсшибательно, особенно хороша была девушка с крыльями и сумочкой в форме гробика), а на сцене рубилась одна из лучших техно-метал-групп в мире. Наверное, “Ministry” злее, “Nine Inche Nails” изобретательнее, а “Rammstein” куда лучше удаются позы, гримасы и пожары. “KMFDM” берут стажем и опытом. Саша Конецко и его банда выросли на панк-роке и, видимо, любили эту музыку так, что решили довести ее до совершенства. В результате традиционный для 80-х гитарный лязг приобрел порочность диско, холод электро-попа и массу других достоинств, которые и вывели “KMFDM” в патриархи жанра. Двадцать лет спустя коллектив звучит удивительно искренне и свежо. Вполне взрослые люди с ехидством сэмплируют речи Буша, выпускают майки, уличающие Америку во всемирном зле — в общем, играют в типично подростковые игры. Но за иронию и легкость можно простить все что угодно. И публика с удовольствием прощала. Когда зазвучал один из самых главных хитов “KMFDM” “A Drug Against War” (“Наркотик против войны”), в зале началось шумное братание. Малознакомые люди расходились почти обнявшись.
“Точка” — заведение с традициями. Каким бы большим клуб ни был, внутри все время как в парилке. Сколько бы колонок ни свисало над залом, в итоге все равно ничего не слышно. Говорят, что импортные звукачи закрутили аппарат на запредельную громкость. Это чувствовалось, потому что басы лупили под дых, а уши молили о пощаде. Но вокалисты тем не менее все равно куда-то проваливались. Все это, конечно, можно списать на творческий замысел, хотя подобные отмазки придуманы для бедных.
“Я русский. Мы все здесь братья и сестры!” — провозгласил Саша в завершении сета. Публика едва сдержала слезы умиления.