Лекарство от жадности

МЭРТ решил победить коррупцию

В рейтинге стран на коррумпированность, составленном международной организацией Transparency International, Россия в этом году заняла 126-е место из 158 возможных. Мы делим его с Нигером, Албанией и Сьерра-Леоне.

О том, как будут бороться с коррупцией отечественные власти, рассказал “МК” директор Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Андрей ШАРОВ.


— Первое направление — антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов. Любой документ, который затрагивает права и свободу граждан или вводит меры регулирования бизнеса, будет обязан пройти анализ на наличие заведомо коррупционных норм. Например, прописывается штраф от 10 до 100 МРОТ. Зачем чиновнику такой диапазон наказаний? Отсюда уже начинается коррупция.

— А какой интерес внешним экспертам проводить такую экспертизу?

— Профессиональное сообщество больше всех заинтересовано в правильных, прозрачных и минимально коррупционных правилах работы. Причем экспертиза будет носить публичный характер. С этим, кстати говоря, связан еще и закон об особенностях госрегулирования предпринимательской деятельности, который мы тоже готовим. Наша задача в том, чтобы не было ни одного неожиданного для бизнеса решения. Потому что, как показывает практика, самые неприятные для бизнеса решения — неожиданные.

— Второй шаг— экспертиза “кресел”?

— Действительно, мы разрабатываем методику оценки потенциальной коррупционности должностей или функций. Какие из них представляют здесь наибольший риск. Допустим, мы выявляем в ведомстве 20 “рискованных” должностей. Тогда изучаем полномочия этих должностных лиц (четко ли прописаны процедуры). И меняем правовое поле для уменьшения риска. В дополнение к этому вводится и контроль за чиновниками.

— Видеокамеры?

— Эта мера действенна, только когда идет непрерывный поток граждан, и их контакт с чиновником получается краткосрочный. Как, например, в таможне. В нашем случае речь идет о придании большей публичности решениям. Плюс детальная проверка деклараций о доходах чиновников.

Мы уже в 2006 году должны сделать так, чтобы коррупционное поведение было связано с очень большими рисками и издержками. Но необходимо и поощрять честное поведение — наиболее ценных сотрудников и тех, у кого соблазны велики, переведем на контракт на достаточно высокую зарплату. Странно, когда человек распределяет колоссальные ресурсы и получает копеечную зарплату. А когда “помалу, но часто” переломить ситуацию, думаю, можно за 3—4 года.

— А редко, но по-крупному?

— Там другие факторы играют — репутация, деловая культура и обычаи ведения бизнеса. Круг таких бизнесменов и чиновников ограничен, все друг друга знают. Если и те, и другие допускают коррупцию как способ решения своих проблем, то эту связку очень тяжело будет разрушить.


ГДЕ РУКИ БОЛЕЕ ЗАГРЕБУЩИЕ?

Самой коррумпированной страной в мире названа Республика Чад, а самой свободной от коррупции оказалась Исландия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру