Хорошо быть депутатом — кто бы спорил... Но наши думцы завидуют американским, а немецкие могли бы позавидовать нашим. Одним положено три компьютера и ни скрепкой больше, другие могут мчаться со спецномерами, третьи — угощаться лишь на 50 долларов за обед, зато получать три пенсии.
Кому лучше? Сравните сами.
Все, что положено депутату и сенатору от государства, перечислено в Законе “О статусе...”. Закон этот принимали сами депутаты и сенаторы и себя постарались не обидеть...
Зарплата. В этом вопросе парламентарии приравнены к министрам. А спикеры — к премьеру. Выплаты депутатам и министрам лукаво складываются из “денежного вознаграждения” (17982 рублей) и “денежного поощрения”. Последний указ о “поощрении” Путин подписал летом 2004-го. Премьеру “положили” 117500 рублей, а министрам — по 88000 рублей в месяц.
Кроме того, у народных избранников иногда случаются и премии (по несколько десятков тысяч рублей).
Лишь однажды депутаты устыдились размера своего заработка. Летом 1999-го Ельцин увеличил его на 50%. А в декабре предстояли выборы, и страна еще не пришла в себя после дефолта. И вот Дума приняла постановление, в котором назвала повышение “нецелесообразным” и предложила тем, кому стыдно, написать в бухгалтерии заявление об отказе от надбавки. Отказались далеко не все. А если кто и сыграл в благородство и совестливость, то ненадолго, до выборов…
Пенсия. Знаменитая пенсия в 75% от денежного вознаграждения действующего депутата тем, кто просидел в парламенте три года и больше, была закреплена законом в 1999 году. “За” голосовали все тогдашние фракции, кроме “Яблока”, — и левые, и центристы, и ЛДПР.
Квартиры. Иногородним депутатам и сенаторам положено служебное жилье с мебелью и телефоном в домах Управделами Президента. Многие депутаты первого и второго созывов смогли эти служебные квартиры приватизировать за очень смешные деньги. Теперь с этим строго.
Часто те, кто получает от государства временное жилье, в нем не живут: у них есть свои загородные дома или казенные дачи от того же Управделами Президента. Квартирами пользуются родственники — ближние или дальние.
До 2005 года служебное жилье было для депутатов полностью бесплатным — за все платил бюджет. Теперь коммунальные услуги “легли” на плечи депутатов.
Постоянные загородные дачи полагаются спикеру, вице-спикерам, лидерам фракций и председателям комитетов. А еще — тем, у кого хорошие связи в Администрации Президента.
Транспорт. Монетизировав все что возможно населению, сами депутаты героически отказались лишь от одной натуральной льготы: бесплатного проезда в городском транспорте (кроме такси). Любой депутат в Москве может вызвать служебную машину из автопарка Управделами Президента. За спикерами, вице-спикерами, лидерами фракций, председателями комитетов и их первыми замами закреплены персональные авто. Еще каждый депутат имеет право получить спецномер с триколором и прикрепить его на свою личную машину, на которой сейчас, к примеру, катается его жена, дочь или зять.
Все попытки как-то ограничить бесплатные (то есть за счет казны) перелеты и переезды депутатов по стране пока дают скромный результат. Угрозы оплачивать лишь командировки и поездки в родной регион в течение “региональной недели” в основном остаются лишь угрозами.
Еще им положено.
— Казенный мобильник с лимитом 100 долларов в месяц и оплата услуг связи.
— Страхование жизни и здоровья в размере годового денежного вознаграждения — на случай смерти или причинения увечья.
— Бесплатное медобслуживание в ЦКБ и других учреждениях Управделами Президента.
— Льготные (до 30% стоимости) путевки в санатории и дома отдыха Управделами Президента.
— Каждому депутату и сенатору положено пять оплачиваемых помощников — 2 в Москве, и 3 в регионе. На оплату их труда из бюджета выделяются ежемесячно 3,34 денежного вознаграждения депутата (60000 руб). Сколько конкретно получит каждый помощник — определяет сам депутат. Очень часто эти деньги остаются в семье — если помощниками оформлены родственники.
МОНОЛОГ БЫВШЕГО
Коммунист Василий ШАНДЫБИН, экс-депутат ГД:
“Очень тяжело бывшим депутатам, особенно тем, которые выступали против правительственных реформ. Я сам зарабатываю на жизнь консультантом ЦК КПРФ по рабочему и профсоюзному движению. Жить есть где — как депутату второго и третьего созыва мне разрешили приватизировать квартиру в Митине. 50 квадратных метров, не разгуляешься. А в Брянске у нас — “хрущевка”, и дом треснул… Живем, как цыгане: летом в Брянске, зимой в Москве. Еще как бывший депутат я получаю пенсию 12100 рублей в месяц...”
Нельзя сказать, что Шандыбин зря сходил в депутаты: 50 квадратных метров жилой площади в Москве плюс пенсия, раза в четыре выше, чем у его коллег-слесарей...