Умри красивой

— приговорили убийцы трех победительниц городских конкурсов

Фраза “не родись красивой” приобрела в Мордовии страшный и трагический смысл. За последние полгода там погибли три победительницы местных конкурсов красоты.

“Мисс Ардатов-2004” Мария Маланчина. В конце прошлого года при странных обстоятельствах задохнулась в собственной ванной.

“Мисс Темников-2006” Аня Мезина. Ее зарезали в мае этого года, через две недели после победы в конкурсе.

“Мисс стиль-2005” Света Кручинкина. Красавица из мордовского города Ардатова была зверски убита в середине июня.

Девочки поплатились жизнью за свою внешность. Пока их убийцы не найдены, а официальные лица прорабатывают различные версии и дожидаются результатов многочисленных экспертиз, корреспондент “МК” провел собственное расследование.

Мордовия, некогда богатый сельскохозяйственный край, в последние годы стал бедным и криминальным. Те, кто может, подаются на заработки — в Москву или на Север, качать нефть. Те, кто остается, живут на грани нищеты. Пьют коктейль “по-мордовски” — в водку добавить два пшика дихлофоса — и страшно завидуют более благополучным соседям. Слава местной королевы красоты в таких условиях — очень опасная слава.

Лицо под фатой

Едва мы выехали из местной столицы Саранска в старинный город Ардатов, мимо нашей маршрутки промчались две “скорые”. Впереди, на пустой трассе, среди бескрайних полей и лугов — толчея. “Газель” с пассажирами врезалась в “КамАЗ”.

— Работы у нас мало, денег нет, и шофера, чтобы заработать, трудятся по 20 часов в сутки, иногда подбадривая себя наркотиками, — рассказывает наш водитель. Поймав мой испуганный взгляд, добавляет: — Не бойся, я этим делом не балуюсь…

После увиденного он, до сих пор буквально засыпавший за рулем, встряхнулся и очень аккуратно довез нас до Ардатова — одноэтажного, с курами и козами на улицах городка.

На окраине виднеются панельные пятиэтажки — эксперимент по сращиванию города и деревни. В одной из них на третьем этаже квартира №45. Еще две недели назад здесь жила 16-летняя Света Кручинкина...

— Зря звоните, — выглядывают соседи, — у Кручинкиных сегодня снова похороны. Умер дедушка Светы, Александр Васильевич, не выдержало сердце. Еще бы, такая адская мука выпала на долю внучки!

11-классницу Свету Кручинкину убили в ночь на 12 июня, когда она возвращалась с дискотеки. Около полуночи девушка рассталась с подружкой около магазина, до дома ей оставалось пройти всего метров двести. “В ту ночь я долго ждала дочь и волновалась — никогда еще Света не задерживалась так поздно, — вспоминает ее мама, Любовь Александровна. — Во втором часу, показалось, услышала стук каблучков по лестнице — наконец-то, думаю, дочка вернулась. Успокоилась и уснула…”

Наутро Любовь Александровна с ужасом обнаружила, что дочери до сих пор нет дома. Вместе с мужем Юрием, отчимом Светы, бросилась на поиски.

…Ее нашел Юрий — сразу за картофельным полем, в длинном ряду гаражей. Рядом валялась палка с веревкой — вероятное орудие убийства. Над девочкой, видимо, долго измывались, ее лицо превратилось в сплошной синяк, на похоронах его даже пришлось прикрыть фатой.

— За что? — у родного отца девочки, Игоря Кручинкина, дрожат губы. — Светочка всегда была такой хрупкой, маленькой… Ее двухлетняя сводная сестренка Ксюша до сих пор каждый день спрашивает, когда она вернется.

— Светочка часто забегала к нам, любила поиграть с малышкой, — говорит вторая жена Игоря, Галина. — У нее были шикарные волосы, и мы вместе с ней придумывали разные торжественные прически — в том числе и на этот конкурс...

В Ардатове конкурсы красоты проходят спокойно и скромно. Участниц немного, и поэтому каждой организаторы стараются дать какой-нибудь титул. Света стала “Мисс стиль”… Она не собиралась участвовать в конкурсе, ее уговорили — девочка из их школы в последний момент отказалась.

Шесть неизвестных версий

Перед смертью над Светой Кручинкиной жестоко надругались. Возможно, в измывательствах участвовала женщина. По-видимому, девочка пыталась сопротивляться, ее долго мучили, избивали, а потом задушили.

— Мы рассматриваем шесть версий преступления, — говорят работники местной прокуратуры. — В интересах следствия подробности озвучивать не будем. Собака взяла след, привела к дому одного парня, но у него оказалось 100%-ное алиби. У нас есть круг подозреваемых, мы ждем результаты разных экспертиз.

Между тем жители городка считают, что, кто бы ни оказался убийцей, это было убийство из неприязни и зависти. Светлана была из обеспеченной семьи, любимой дочерью, а потом, вдобавок ко всему, стала и общепризнанной красавицей.

Может быть, виной отвергнутый поклонник, ревность?

— Мы никогда не видели ее с мальчиками, — вспоминают учителя школы, где последний год училась Света. — Она всегда ходила в окружении подружек. И вообще была тихой, немножко замкнутой, очень доброй и безотказной. Несколько лет назад она перенесла операцию на сердце, так, бывало, классная руководительница спрашивает: “Может, тебе нельзя дежурить?”. А Света: “Нет-нет, со мной все в порядке”. Бралась за самую тяжелую работу, никогда не увиливала. Может быть, кому-то она казалась гордой и даже надменной. Так часто выглядят со стороны застенчивые люди…

“Не думаю, что ее прошлогоднее участие в нашем празднике могло как-то спровоцировать убийство”, — сказала мне одна из устроительниц конкурса красоты в Ардатове Серафима Дмитриевна. А что еще ей остается говорить?

Потому что нельзя быть счастливой такой

Темников, самый древний город Мордовии, находится на другом конце республики. В старой школе открыты все двери — только что отгуляли выпускной бал.

— До поступления в сельхозколледж Анечка Мезина у нас училась, круглой отличницей была! — охотно рассказывает завхоз.

— Девочка была такая добрая и общительная, — подключаются к разговору повара школьной столовой. — Очень любила всякие пирожные, но никогда одна их не ела. Накупит и всех подружек угощает. В ее классе мальчик учился с какой-то редкой болезнью, у него кожа была словно рыбьей чешуей покрыта. Ребята его обижали, даже взрослые немного брезгливо к нему относились. А Аня с ним общалась, как со всеми, не раз видели, как одно мороженое с ним делила.

Вместе с исполняющим обязанности прокурора Темниковского района Федором Кошелевым с белой песчаной улицы сходим на тропинку, по которой последний раз шла домой Аня Мезина. Среди высокой травы проглядывают сочные ягоды земляники, вокруг снуют разноцветные ящерицы. В пологий овраг ведут земляные ступеньки. Напротив них на краю соснового леса нашли тело 15-летней “Мисс Темников” Ани Мезиной.

…15 мая после занятий в колледже девушка, как обычно, ушла домой. Что произошло потом — неизвестно. Данные экспертиз гласят, что нападение было совершено между 16 и 20 часами. На руках Ани обнаружены многочисленные порезы — девушка закрывала ими шею, в которую и метил убийца. Еще несколько часов под проливным дождем она истекала кровью. Смерть наступила только около полуночи.

Уже вечером родители подняли тревогу — дочь никогда допоздна не задерживалась. Искали всю ночь, но нашли Аню лишь на следующее утро. На ее теле насчитали около 20 ранений, нанесенных небольшим девятисантиметровым предметом — то ли перочинным ножом, то ли острой пилкой для ногтей...

От места гибели Ани иду к ее дому — он рядом, в двух минутах ходьбы. Красивый двухэтажный особняк, у ограды много машин, входная дверь нараспашку. “Мне бы маму Ани”, — останавливаю пробегающую с высокой стопкой блинов женщину в черном. “Сначала садись, помяни, как раз на 40 дней приехала”, — она ведет меня за собой. Я снова оказываюсь на поминках…

На столах окрошка, кутья, блины. На стене просторной комнаты с простой лампочкой под потолком висят красная лента “Мисс Темников-2006” с короной и мамина записка: “Аня, помни, скоро экзамены. Никакой улицы, все гулянки будут летом”. Собравшиеся поминают молча — такое горе, что слов просто не найти. Только отец Иоанн время от времени читает молитвы. “Душу провожать не надо”, — словно заклинание, сухими губами повторяет за ним мать девочки.

— Я, когда приехала, ни Инночку, — указывая на нее, шепчет моя соседка, — ни их бабушку не узнала. Они словно потухли, словно жизнь ушла. Боюсь, как бы Инночка чего с собой не сделала. А ей же всего 38 лет. Года три назад убили ее отца, бывшего военкома. Застолье было, и там парень, прошедший Чечню, спьяну схватился за нож. Он два года отсидел и уже на свободе, — Чечня послужила смягчающим обстоятельством.

— Вчера Инне звонила мама убитой девочки из Ардатова, — рассказывает другая женщина. — Обе мамы в таком состоянии, что им уже все равно, найдут убийц, не найдут, — девочек не вернуть.

— Не хотел я, чтоб Анечка участвовала в этом конкурсе, — вздыхает дедушка, Яков Яковлевич, известный в Темникове человек, бывший руководитель “Сельхозхимии”. — Не нужно, говорю, светиться, и так наша фамилия в городе на слуху. Юрий, папа Ани, — директор автоколонны, Инна — управляющая филиалом банка. Хотя есть у нас семьи куда богаче нашей. Даже миллионеры имеются, но они сидят тихо и не светятся.

Мужчины рассказывают, что еще прапрадеды Ани были, как сейчас говорится, “крепкими хозяйственниками”. После революции их раскулачили. Один скрылся в лесах, другой нашел общий язык с новой властью, отдав ей последних лошадей.

“Так нашлись люди, которые позавидовали ему, — говорят Мезины. — Подбросили под окна изорванный портрет Ленина, а сами донесли куда надо. Деда и расстреляли”.

— Думаю, Анечку тоже из зависти убили, — качает седой головой Яков Яковлевич. — Конкурс, наверное, детонатором послужил.

В частных беседах сотрудники прокуратуры с этой версией соглашаются.

“Судя по характеру нанесения ранений, — говорит один из них, — била истеричная женщина или подросток. К тому же незадолго до смерти Ане несколько раз звонили с угрозами. Складывается впечатление, что, как в “Основном инстинкте”, была какая-то “серая мышка”, которая безумно завидовала Мезиной. Тому, что она из известной обеспеченной семьи, умница, а тут еще и конкурс красоты выиграла. Платье для него из самой Москвы заказывала, а для многих здесь и новая юбка — покупка нереальная. Может, кто-то посчитал, что Аня незаслуженно конкурс выиграла, недаром из ее вещей пропала только сумка, в которой было позолоченное колье победительницы ценой в 600 рублей. Версию о том, что действовала группа подростков, мы тоже со счетов не сбрасываем”.

Лом — оружие пролетариата

18-летняя Мария Баланчина, победившая в конкурсе красоты “Мисс Ардатов” в 2004 году, лежит в земле уже полгода. Ее могила — рядом с могилой Светы Кручинкиной. Жутко видеть, как с фотографий среди венков улыбаются их юные счастливые лица…

Около холмика с Машиным портретом сидит статная красивая женщина, ее мама. Марина Федоровна приходит сюда каждый день…

— В прошлом году Машенька конкурс выиграла и сразу после этого поступила в Нижнем Новгороде на юрфак, судьей мечтала стать, — рассказывает она. — Там тоже в конкурсе красоты участвовала. Она у меня такая общительная, талантливая была: и пела, и танцевала. Но главным для нее была учеба, даже женихов держала на расстоянии — говорила, что замужество только после окончания института.

Прошлой зимой девушка приехала на выходные домой — был День матери, и она решила сделать подарок маме. Родители отправились на базар, а дочь осталась дома. По возвращении дверь, запертую изнутри, родителям никто не открыл. Почувствовав неладное, отец быстро взломал замок, но было уже поздно — Маша лежала мертвая в ванной. Тогда, полгода назад, следствие пришло к выводу, что произошел несчастный случай, девушка угорела от выхлопов старой газовой колонки. Сегодня, после гибели Ани и Светы, это вызывает сомнение…

…По дороге с кладбища я разговорилась со случайным попутчиком, старичком с белесыми глазами и золотой улыбкой на буром лице. “Что слышно в Саранске, не нашли, кто убил Свету? — спросил меня он. — Наверное, это кто-то не из наших… Хотя у меня родственники в селе Оброчном живут. Там в конце мая убили семью местного бригадира Владимира Эбеля, в том числе и 15-летнюю дочку. Ночью, в собственном доме. Сельчане тоже думали: чужие. Оказалось, 20-летний сосед, студент аграрного колледжа Женька Березин. Он завидовал их достатку, потихоньку воровал у благополучных соседей. Хозяева жалели парня, в милицию не заявляли. Однажды Березин напился, залез через окно и во сне всех убил. Жестоко, ломом все лица разбил...”

Красота — страшная сила. Трагические события в Мордовии придают и этой фразе особый смысл. Красота — так же, как достаток, благополучие, успешность — будит в окружающих самые чудовищные инстинкты. У тех, кто живет по принципу “не надо мне коровы, лишь бы у соседа сдохла”. Особенно безжалостны в таких случаях подростки. Им кажется, что они исправляют несправедливость судьбы. Ведь нельзя же, чтобы кому-то досталось все: и любовь, и богатство, и титул первой красавицы.

Нужны ли нищей и озлобленной России конкурсы красоты?


P.S. Всего через четыре дня после убийства Светы Кручинкиной в Мордовии стало известно еще об одной смерти, косвенно связанной с конкурсами красоты. 16 июня 22-летний студент саранского института Антон Власов послал своей бывшей подруге “Мисс Мордовия-2005” Татьяне Четайкиной последнюю sms’ку: “Жаль, что мы больше не увидимся. Прости”. Затем забежал в первый попавшийся подъезд и поднявшись на 11-й этаж, бросил вниз мобильник. Когда телефон раскололся, парень шагнул вслед за ним. Друзья Антона говорят, что он был безумно влюблен в Таню, но после победы в конкурсе у нее началась новая жизнь: другой круг общения, поездки в Москву, съемки. Антон очень тяжело переживал разрыв...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру