Вставай, страна огромная

А лучше не вставай

Вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов: “России не нужна война с Грузией, мы не можем и не хотим воевать с дружественным грузинским народом. Другое дело — Абхазия и Южная Осетия. Там находятся наши миротворцы, и там, как и в Грузии, много российских граждан. В Абхазии и Южной Осетии их подавляющее большинство — до 90 процентов. И если руководство Грузии атакует в военном отношении наших миротворцев, жителей России, если там начнутся этнические чистки и геноцид, то Россия безучастной оставаться к этому не будет”.


Так все-таки собирается Кремль воевать с Грузией или нет? Какими могут быть действия России в случае военного конфликта? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов “МК”.

Вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид ИВАШОВ:

— Я думаю, до войны с Грузией дело не дойдет. Иначе нашим политикам придется признать свое полное поражение. Это значит, они не сумели найти политико-дипломатические и экономические средства для разрешения проблемы и теперь сбрасывают ее решение на плечи военных. Правда, в этом для политиков есть и свой плюс: на военных потом можно будет возложить ответственность за свое поражение. А если повезет, присвоить их победу.

— Нужна ли война Саакашвили?

— Для него это неплохой выход из ситуации с Южной Осетией и Абхазией. До конца года должен состояться референдум по отделению Косова из состава Сербии, и тогда из двух международно-признанных принципов — целостность территории и право наций на самоопределение — второй станет главным. Саакашвили понимает, что после предоставления Косову независимости удерживать Абхазию и Южную Осетию в составе Грузии будет уже невозможно. Задержать этот процесс можно только силой, спровоцировав военный конфликт с Россией и пригласив на помощь иностранные войска.

— Провокаций хватает и от России.

— Да, в российской военно-политической линии на Кавказе действительно полно бестолковщины. Вспомните хотя бы разговоры министра Иванова, а потом и начальника Генштаба Балуевского о превентивных ударах, когда они собирались бомбить Панкиси. Такая политика крайне опасна. Попытками неудачного военного давления Россия подыгрывает Саакашвили.

— Грузинские политики утверждают, что наши базы с военной точки зрения никакого значения для России не имеют.

— В период 1997—1998 годов, когда велась активная работа с Тбилиси, грузины сами признавали, что наши военные базы для них очень выгодны. К примеру, у них не было своей системы ПВО. А наши радиолокационные и зенитные ракетные средства прикрывали Грузию и одновременно работали в интересах России. Присутствие наших баз делало более сдержанной и политику Турции. Базы были форпостом стабильности в этих регионах.

Теперь же они превратились в некий раздражитель, вокруг которого формируется антироссийское общественное мнение. А потому надо уходить.

— Если все же предположить, что возможен военный конфликт, то база в Гюмри будет задействована в нем?

— Безусловно. Будет задействовано все, что на этом направлении есть военного. Сейчас трудно прогнозировать, как может развиваться такой конфликт. Возможно, он будет только в двух “горячих точках” — Южной Осетии и Абхазии, а возможно, Грузия спровоцирует какие-то прорывы в район Дагестана и Чечни, как это делали банды Гелаева. В любом случае это будет не классическая война, которую можно просчитать. В ней скорее всего начнут преобладать полупартизанские методы. В открытом столкновении грузины в течение трех дней потерпели бы полное поражение, а потому они постараются затянуть войну, перевести ее в локальные столкновения, чтобы затем позвать на помощь США и НАТО. Это, наверное, и есть их главная задача. Но если натовские войска войдут в Грузию, это станет нашим поражением, и поэтому сейчас главная задача политической власти России — не допустить вооруженного столкновения с Грузией.

Член Совета по внешней оборонной политике Виталий ШЛЫКОВ:

— Трудно представить развитие военной ситуации между Грузией и Россией хотя бы потому, что обе стороны к такому конфликту не готовы. Что может сделать Грузия со своими двумя батальонами спецназа? Да и России сейчас не по силам вести длительные военные действия. Да, у нас есть, конечно, ядерный щит, но не применять же его против Грузии! Так что горячие заявления Иванова — это блеф, который ложится в общий тон угроз. Уверен, Иванов и сам к ним не относится серьезно, так как не очень верит в грузинское вторжение. И его заявления, и заявления Саакашвили делаются для того, чтобы спасти собственное лицо: одна сторона пообещала Новый год встретить в Цхинвали, другая — утверждала, что этого не потерпит. Но на самом деле для решения этого конфликта нет военной возможности ни у той, ни у другой стороны.

— А у третьей стороны — у США?

— Думаю, эта сторона не позволит Саакашвили вторгнуться в Абхазию военным путем. И максимум, что он сможет организовать, это какие-то стычки и мелкие теракты, но своей главной цели такими средствами он, разумеется, не добьется. Да и зачем ему такие приключения?

— Чтобы попросить помощи у НАТО.

— Если Россия вторгнется в Грузию, то у него, безусловно, будет такая возможность. Но мы же этого не собираемся делать?

— Вы уверены? Российские политики в последнее время себя так ведут, как будто хотят повоевать.

— Да, сейчас они делают совершенно безответственные заявления! И все из серии “победим одним полком за два часа”. А если задуматься, то силовой конфликт мог бы иметь серьезные и очень позорные для России последствия, после которых ей долго пришлось бы “отмываться”. Ясно, что в такой ситуации Запад поддержит Грузию. Для России это будет иметь крайне неблагоприятные последствия, на которые никто из серьезных политиков не пойдет. Все наши экономические интересы — на Западе, в том числе и деньги тех, кого считают политической элитой. Наша экономическая уязвимость настолько велика, что о конфликте с Западом речи быть не может. Ну если, конечно, Саакашвили совсем не сойдет с ума и не предпримет какие-то военные шаги одним из своих батальонов. В этом случае поддержки на Западе он, конечно же, тоже не получит.

— А если наши политики сойдут с ума?

— В это я не хочу верить… Думаю, что в ближайшее время ситуация поменяется. И ее изменит взрыв корейской атомной бомбы. Это сейчас будет занимать всех. Российско-грузинский конфликт уйдет из поля зрения Запада. Хотя именно в этом, может быть, и таится определенная опасность. Ведь если предположить, что американцы применят против Кореи военную силу, то это сразу многим развяжет руки. В том числе и нашим военным. Вспомните, как это уже было однажды во время югославских событий. Кто бы мог тогда ожидать от российских десантников бросок в Приштину? Та самовольная акция наших военных лишь случайно не закончилась вооруженным столкновением с Западом. Подобные эксцессы под общий грохот военных барабанов вполне возможны и на Кавказе.

* * *

Пока и наши, и грузинские политики обмениваются лишь очередными колкостями, решая, какими самолетами возвращать нелегалов в Грузию и вывозить оттуда российских граждан. А тем временем на всех российских базах в Грузии военные вернулись к несению службы в обычном режиме. По оценке командования, больше никаких очевидных проблем с безопасностью Группы российских войск в Закавказье уже нет.

…Возможно, наши военные окажутся более хладнокровными и дальновидными, чем те политики, которые все еще продолжают разжигать военные страсти в коридорах власти.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру