Иосиф Орджоникидзе: "Я хотел уйти сам…"

Экс-заместитель Лужкова делится с “МК” своими планами на будущее

Отставка Иосифа Орджоникидзе с поста заместителя мэра Москвы оказалась неожиданной для многих — в том числе для него самого. Помимо основных обязанностей в качестве руководителя Департамента внешнеэкономической деятельности, он занимался самым широким кругом вопросов — начиная от туризма и заканчивая развитием авиатакси. Именно Орджоникидзе пришлось выполнять непопулярный в бизнес-среде закон о сокращении численности игорных заведений и тащить на себе программу строительства гостиниц. Теперь его огромное “наследство” поделено между несколькими чиновниками, а сам Орджоникидзе уже в качестве советника мэра строит планы на будущее. О них он рассказал в эксклюзивном интервью “МК”.

— Иосиф Николаевич, с момента вашей отставки прошел почти месяц. Как вы себя ощущаете после ухода с поста заместителя мэра Москвы?

— У чиновников высшего звена все бывает ровно наоборот, чем у семей, которые “счастливы одинаково, а несчастны по-своему”. Чиновники при власти счастливы по-разному, но после ухода все несчастны одинаково.
В этот момент тебе представляется возможность увидеть себя в зеркале общественного мнения, остановиться, оглянуться, осмыслить пройденный путь, может быть, с кем-то проститься и только потом задуматься о будущем.

— Для вас решение об отставке было неожиданным?

— Абсолютно неожиданным. Юрий Лужков не относится к категории руководителей, которые принимают кадровые решения спонтанно или под диктовку сверху. За время совместной работы я пользовался полным доверием и поддержкой мэра Москвы. Кроме того, все кадровые решения, которые принимались в столичном правительстве ранее, были следствием серьезных недостатков на том или ином участке работы, вызвавших негативную оценку москвичей.

— Но раз отставка все-таки состоялась, значит, на то были причины?

— Разумеется, без причин никогда ничего не бывает. Но искать их в средствах массовой информации бесполезное занятие. Думаю, что ответ нам даст время. Я считаю, что плох тот чиновник, который, находясь на государственной службе, думает о поощрениях и наградах, исключая возможность развития ситуации по другому, незапланированному сценарию.

Я проработал в должности заместителя мэра без 17 дней 17 лет. Не скрою, мне хотелось в феврале 2008 года отметить свое 60-летие в кругу коллег и друзей, а потом уйти самому. Но судьба распорядилась по-другому. Уверен, что после 5—7 лет работы на одном месте чиновника надо перемещать на другие должности по горизонтали или вверх по служебной лестнице. Тогда будет больше толку, и уход с госслужбы станет менее болезненным.

— Многие публичные люди после отставки начинают новую жизнь: находят себя в науке, в бизнесе или в преподавательской работе. Почему вы — один из самых опытных и известных чиновников московского правительства — согласились, извините за прямоту, на роль “свадебного генерала”?

— Не место делает человека “свадебным генералом”, а человек сам примеряет мундир на себя. Быть “свадебным генералом” можно на любой должности. И чем выше эта должность, тем, поверьте, больше шансов.

Один мой знакомый, защитивший диссертацию о поговорках народов мира, однажды сказал мне, что поговорка “инициатива наказуема” есть только в русском языке. Я горжусь своей принадлежностью к той когорте российского чиновничества, которая не боялась брать инициативу на себя, независимо от возможных последствий принимаемых решений. Главное — след, который ты оставил после себя, кем бы ты ни был.

— Вы что после себя оставили?

— Воспринимайте это как хотите, но мне не стыдно оглядываться назад. Во-первых, за эти годы Москва приобрела высочайший международный авторитет в качестве инвестиционного центра. При ежегодном объеме инвестиций в 25 млрд. долларов нет ни одного иностранного инвестора, пострадавшего по вине правительства Москвы или вследствие его непредсказуемых действий.

Мы смогли привлечь инвестиции в важные проекты, связанные с производством импортозамещающей продукции, а также в строительство и реконструкцию многих уникальных объектов, которые сегодня определяют лицо города. Это и торговый центр “Охотный Ряд”, и культурно-деловой центр “Усадьба”, и гостиницы — “Москва”, “Арарат Хаят”, “Ритц Карлтон”. В Москве идет формирование туристского “Золотого кольца Москвы”, а также пешеходного маршрута “Нескучный сад — Пресненская набережная”, одной из отправных точек которого является еще один знаковый для сегодняшней столицы объект — ММДЦ “Москва-Сити”.

— Будучи заместителем Юрия Лужкова, вы курировали в городской администрации сразу несколько важных направлений. Чем планируете заниматься теперь, в должности советника мэра?

— Хочу сосредоточиться на деле, которому посвятил все 17 лет работы в правительстве Москвы, — завершении строительства ММДЦ “Москва-Сити” к 2010 году. Сейчас возведение делового центра переживает самый ответственный этап. В 2010 году мы должны завершить строительство всех высотных объектов (около 4 млн. кв. м), кроме башни “Россия”. Кроме того, за оставшееся время надо закончить строительство и наладить эксплуатацию всех инженерных сетей, достроить вторую очередь ТЭС “Сити-Энерго” и приступить к реконструкции Краснопресненской РТС; организовать бесперебойное движение транспорта в районе Сити, начав реконструкцию 1-го Красногвардейского проезда и прокладку дублера Кутузовского проспекта; расширить сеть перехватывающих паркингов и продолжить ветку метрополитена от ст. “Международная” до Шмитовского проспекта; дать старт созданию логистического центра на территории Московского западного порта со строительством тоннеля до центрального ядра “Сити” для снабжения комплекса в период его эксплуатации.

Браться за это многообразие задач в одиночку, без соответствующей административной мощи не только опасно, но и в какой-то мере опрометчиво. Но я вижу в этом продолжение своего пути и свет в конце тоннеля.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру