У Хлестакова проснулась совесть

Дашкевич поставил “Ревизора” по другому произведению Гоголя

Опера Владимира Дашкевича “Ревизор” поставлена в Камерном музыкальном театре в той версии, которая виделась ее заказчику, мэтру оперной режиссуры Борису Покровскому: без подвохов, экивоков, без подозрительных новых прочтений и без ложного новаторства. Оказалось, что и в таком виде она радует зрителя, благодаря прекрасному либретто Юлия Кима и по-настоящему талантливой работе композитора Владимира Дашкевича.

Дашкевич заинтересовался Гоголем вообще и “Ревизором” в частности задолго до того, как Покровский явился ему в качестве заказчика оперы. Композитор написал статью “Ревизоры эволюции”, в которой анализировал гоголевский текст с точки зрения архетипической схемы “Гамлета”. Хлестаков по Дашкевичу — тот самый Ревизор, которого Гоголь описывает в другом своем знаменитом тексте — “Развязка “Ревизора”: “Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть”, которая “ждет нас у дверей гроба”. Именно в этом ключе Дашкевич с Кимом и сочинили оперу — большую, многоплановую, символичную. Совсем не во вкусе Бориса Покровского, говорящего о себе: “Покровский не новатор. Он — поклонник Пушкина и Гоголя”.

Для того чтобы придать своему сочинению соответствие с заказом, Дашкевичу пришлось сделать специальную редакцию оперы, адаптированную для условий Камерного театра: без хоров, без придуманного им финала, в котором Хлестакова судят и убивают, с классической немой сценой.

Режиссер Ольга Иванова, воплощавшая на сцене замысел Покровского, пошла еще дальше, сократив оперу с двух с половиной часов звучания до полутора. В результате получился некий новый спектакль, который довольно сложно сравнивать с оригиналом, поставленным в Новосибирском театре оперы и балета режиссером Михаилом Левитиным. И тем не менее таланты либреттиста и композитора преодолели упрощенную трактовку, предложенную Камерным театром. Пусть лирическая линия Хлестакова (Борислав Молчанов) и Марьи Антоновны (Елена Андреева) исчезла безвозвратно. Пусть вместо обаятельного авантюриста Хлестакова нам показали придурковатого лоха. Пусть в сюжет вкралась невнятица и некоторые персонажи — например, Черт в облике Пехотного Капитана (Владимир Шимаров) — не прочитываются. Пусть оркестр, в котором в силу крайней малости оркестровой ямы некомплектное число струнных инструментов, звучит несколько экзотично (дирижер Владимир Агронский). Пусть изобилие дешевого комизма задавило драматическую глубину образов, а детсадовская хореография Лилии Таланкиной чуть было не выкинула спектакль в лоно художественной самодеятельности. К счастью, осталось главное: жанр новой современной оперы. Индивидуальный почерк Дашкевича — композитора, не скрывающего своего музыкального языка за стыдливой ширмой псевдосовременных антимузыкальных усложнений, — залог того, что публика пойдет на этот спектакль. Тем более что в нем есть и актерские удачи — Алексей Мочалов в роли Городничего, Евгений Болучевский в роли Земляники, Ольга Березанская в роли Анны Андреевны, которые очень органично сочетают оперный вокал с драматической артистичностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру