Она опаздывает пока на 8 минут, но, позвонив с дороги, вежливо предупреждает, что едет. Она подъезжает на красном “Порше”. Она не кутается зябко в меха.
Входит в отель — дубленка, подбитая светлой норкой, нараспашку.
Белая челка — до глаз. Волосы — до локтя. Говорит по-русски хорошо, мило коверкая фразы и путая окончания.
Судя по пунктуальности и деловитости, в ее жилах, должно быть, течет немецкая кровь.
Марыля Родович была, есть и остается королевой польской эстрады. Накануне Нового года — звезда в интервью обозревателю “МК”.
Варшава. Центр. Блиц-опрос возле отеля “Виктория”. За 20 минут до интервью. Вопрос: кто такая Марыля Родович?
— Это моя юность! О, Марыля — девушка с гитарой (пожилой пан в пальто и с портфелем).
— Нет, она совсем не из рокеров. Но поет бардзо мило (по виду студент-ботаник). И свободная такая. Моя мама ее очень любит.
— Очень интеллигентная, но в ее возрасте надо быть скромнее в смысле прически (пани средних лет, очевидно домохозяйка).
— В Кракове в прошлом году на Сильвестре (Новый год. — М.Р.) мы были на площади. И вся площадь пела вместе с ней. (Две подружки лет по двадцать. Смеются, напевают старый гимн польских хиппи: “Сяду я в поезд, быстрый как ветер…”)
— Пани Родович? Королева! Она здесь часто бывает, дает интервью (швейцар отеля, мужчина в фуражке и в малиновой накидке).
А вот и она на красном “Порше”. Королева без черных очков и без охраны.
1.
Блиц.
— Пани Марыля или Марыля?
— Можно Марыля.
— Вы любите скорость?
— Это зависит… (Задумывается.) Если скажу “да”, это не будет правда. Если скажу “нет”, тоже не будет правда. (Смеется.)
— Нарушаете ли вы правила дорожного движения?
— Очень часто.
— Переходите улицу на красный свет?
— Бывает.
— Переводите старушек через дорогу?
— Нет. (Смеется.)
— Марыля, на протяжении многих лет вы практически не меняли имидж. А кто его вам придумал?
— Это не придумано. Это было во мне. К тому же я очень интересуюсь модой. Слежу за всем, что появляется. И то, как я выгляжу теперь, всегда было согласно с моей внутренностью. Правильно говорю?
— Почти. Но всегда одна и та же прическа. И одежда: что-то длинное, рваное. А почему вы не выступали в коротких юбках?
— Как нет?! Часто. У меня особенно часто одежда менялась. Вот видите юбку? (Демонстрирует длину черной юбки выше колен.) Так люблю. А волосы… Было время, когда они были короче. Но теперь я лучше знаю, что делает мне красоту. Вот я не могу понять, почему женщины делают себя старше — через одежду, через волосы. Они одевают эти странные длинные юбки. В них нет секси.
Когда я начала петь, выходить на сцену, я видела артисток в золотых платьях. Все это было таким чужим для меня. А я выходила босиком, чтобы показать совсем другие чувства, другую эстетику. Был такой случай. Еще в Советском Союзе, в 80-е годы. Концерт в Новосибирске. После концерта в аэропорте — или “аэропорту”? — я заказала обед. Подошла официантка. И она отказалась обслуживать меня.
— В самом деле не обслужила иностранку? Звезду?..
— Она сказала, что была на моем концерте. И она обиделась на меня, потому что (начинает загибать пальцы. — М.Р.): во-первых, у меня не было сапог на высоком каблуке. Второе — не было блестящего платья. И вообще, я не похожа на Аллу Пугачеву. Мы сделали скандал, потому что она демонстративно сказала, что всех обслужит. Всех, кроме меня.
— Вы обиделись?
— (Смеется.) Нет, я была просто глодна. Девушка, которая занималась нашей группой, написала жалобу, и эту официантку выбросили з работы. Она пришла ко мне в гостиницу с плачем, что у нее дети. И я пошла к ее шефу просить, чтобы ее снова приняли. Мне сказали: “Хорошо, возьмем”. Но я слышала, что нет, все же выбросили.
— В какой мере на ваш имидж повлияла эстетика хиппи?
— В очень большой. Это была идеология свободы, любви — нет никакой борьбы, только любовь.
2.
— На сцене вы всегда себе позволяли делать всё что хотели?
— В принципе да.
— И никто вас не “редактировал”, как ваших коллег в СССР? Ту же самую Пугачеву еще как “строили”.
— Меня, нет, не редактировали. У меня не было политических песен. Может быть, были в песнях аллюзии, двусмысленности. Но в то время это была целая игра между людьми, которые писали песни, и цензурой. Цензура об этом знала. И авторы знали, что те знают. Но я не боролась… не знаю за что.
У меня были проблемы с цензурой, но очень смешные. Когда я записала пластинку для детей, там была песня “Был король”, такая старая польская песня. А в это время умер Брежнев. И тогда с радио выбросили того редактора, что пустил эту песню в эфир.
— Марыля, вы опасная женщина — из-за вас людей выбрасывают с работы. Хотя пела она все больше про любовь-морковь.
— Ну да. (Смеется.) На этой пластинке была еще песенка про хлеб, к которому самое лучшее будет…
— Икра?
— Нет, мармелад. Потому мармелад, что после войны ничего не было, только мармелад. Но они в этом тоже что-то усмотрели, хотя песня — довоенная. Или… как сказать, когда вода выливается с реки? О, наводнение. “Мне нужна большая вода для моей души… На все мои болезни, на все мои боги”. Бога? Ну, в общем, прекрасный текст, но они тоже сказали, что это аллюзия с наводнением в Польше, и сняли текст с телевизийной программы.
— Я ошибаюсь или нет? Все президенты Польши, а до них партийные лидеры очень любили Марылю Родович.
— Любили, это правда. И теперь, и предпоследний президент, говорили, что любят мои песни, любят меня.
— А вы их?
— Это зависит, какие это люди. У меня такая натура: когда приходит новая власть, я хочу быть уверена, что они что-то хорошее сделают.
— Но за любовь надо платить. Чувствовали ли вы, что власть со своей любовью вас использовала?
— Бывало. Я отказывала всегда. Опыт коммунистического времени такой сильный во мне и я помню, как в своей пропаганде они использовали артистов. А потом народ думал, что артисты с ними. Когда кончилась коммунистическая власть, многие, особенно журналисты, говорили, что артистов, которые были со старой властью, надо убить и глубоко закопать под землю. В переносном смысле.
— И вас закопать?
— Конечно, между другими и меня, так как мы напоминаем им о прошлом. Но это не моя вина, что я родилась тогда. Что же, надо было подождать до 90-го года? Теперь это поменялось, но в начале 90-х было неприятно. Не хотели пускать мои песни по радио, особенно по частным — только за большие деньги. Так продолжалось 7—8 лет.
3.
— Марыля, вы замечательно говорите по-русски: правильно и довольно бегло. А можете произнести: Карл у Клары украл кораллы?
— О, нет. Как, как?
(Старательно повторяет за мной.) Карл… у Клары… Но трудно. Моя бабушка была белоруской и ребенком ходила до русской школы, семья жила в Вильнюсе. Другая бабушка была из Тулы. Я помню, мой отец выучивал русские слова. Он всегда говорил: “Это ерунда на постном масле”.
— Вы чувствуете в себе кровь тульской бабушки?
— Да, хотя у меня было не так много контактов с этой бабушкой, я ездила только на каникулы к ней. Бабушка говорила до конца дней на русском и французском. Она была дочерью купца. Я люблю говорить на русском языке. Чувство юмора люблю и русскую натуру.
— Широкий жест?
— Да. У меня такой жест. (Откидывает руку.)
— Самое яркое воспоминание детства?
— Мы жили очень бедно, все в одной комнате у богатых евреев. Это было не в Варшаве, а в маленьком городке — во Влоцлавеке.
(В этот момент к нам подходит высокий мужчина: зачесанные назад волосы с проседью, серый элегантный пиджак.)
— Мой муж, Анджей. Он здесь случайно. У него — встреча. Так о чем мы? Да, дядя жил в Чикаго и посылал нам посылки. И это был праздник, такой большой. Там было много одежды, и надо было подождать, когда моя мать вернется с работы и откроет посылку. На меня самое большое впечатление производили кнопки.
— Какие кнопки?
— Были такие прекрасные, чудесные кнопки на одежде, и моя бабушка отрезала эти кнопки. Они становились моими игрушками. Я ходила за шкаф и играла в большие борьбы. Побольше кнопка — лошадь, поменьше — солдат. Я делала войну, врага, армию…
4.
Блиц.
— Деньги — это зло?
— Нет.
— Любовь — это испытание?
— Испытание — что это? Понятно, да.
— Страсть — это наказание?
— Нет. Не-е-е-е-т. Но как можно наказание?..
— Про вас известно, кажется, всё. Но есть белые пятна в биографии. Например, первое — Даниэль Ольбрыхский, который считался вашим женихом. Все-таки непонятно, почему вы расстались?
— Разные характеры… Мы с Даниэлем встречались три года.
— А как познакомились?
— Очень интересный случай. Я покупила в Берлине “Порше”, машину любимую. Но тогда была плохой молодой водитель. Я поехала на нем на гастроли в один город в Польше. И ночью был снег и лед. Я боялась ехать обратно в Варшаву. Пришлось оставить там машину. Вернулась на чужой. И мой менеджер в Варшаве случайно встретил Даниэля в парке, где он был с маленьким сыном на прогулке. Менеджер знал, что Даниэль любит машины, и спросил его: “Не хочешь проехаться? Марыля покупила авто и боится ехать — лед”. И он не сказал ничего жене и поехал в этот город. Всю ночь ехал поездом, таким нормальным. Привез “Порше” до Варшавы и оставил в нем открытку: “Фетишист украл машину”. И как это сказать… (Приобнимает меня.) О да, что “он обнимает пока руль. Пока!”
И что было дальше? А, да. Он играл “Гамлета”. Он меня посадил в ложу слева и играл только мне, не к публике. Ужас! Мне было так стыдно!
— Он сделал вам предложение?
— Нет, нет. Потом мы договорились, что будем вместе ездить на лошадях. И мы встретились в стайне, то есть в конюшне. И там он меня поцеловал и смердил лошадью. (Смеется.) Это было впечатление сильное. А потом он поехал в Москву, там играл с театром. Пригласил меня туда. Я поехала, но он был занят — имел репетиции — и послал за мной в аэропорт Володю Высоцкого. Я, конечно, слышала, кто это — Володя Высоцкий, и что они дружатся с Даниэлем. В Париж к Марине, например, он ехал всегда через Варшаву, встречался с Даниэлем, пел… И вдруг я в аэропорту вижу мужчину, который проходит все заборы (правильно — заборы?) — и его никто не останавливает. И только все повторяют: “Володя, Володя”…
Мы вышли из аэропорта и на его белом “Мерседесе” поехали к Даниэлю на репетицию. И потом спали у Володи дома на Грузинской улице. Спали в кровати, где Володя нормально спал с Мариной. Он всю ночь писал стихи и говорил с ней по телефону. Пришел Никита Михалков — он был сосед.
— А Высоцкий не говорил вам, что вы похожи на Марину Влади?
— Нет. Только говорил, что я пою как зверь. (Смеется.) Мне в школе говорили, что я на нее похожа.
— И все-таки почему не состоялся ваш брак с Ольбрыхским? Прекрасная пара разбилась — почему?
— Потому что он сильно пил. И потом, так всегда есть — женщине кажется, что ее любовь будет менять человека. Я нормальная женщина, верила — это пройдет, я буду его изменять. Но уже через 2—3 года эта “химия”, т.е. любовь, не работает, как вначале. И потом, я много терпела от него.
— Может быть, он вас бил?
— Нет, нет. Даниэль был джентльмен. Очень хороший человек, такой прямо — правильно говорю? — ли-ней-ный. Но он очень любил себя, и, например, когда я была беременна (конечно, от Даниэля), что-то там сломалось внутри, и я потеряла ребенка.
— Выкидыш?
— Это ночью случилось, дома. Он испугался. Он говорил: “Мы — как свободные лошади. Нам еще рано — дом и ребенок”. И когда я была в больнице, он не имел времени прийти ко мне. Это, знаете, такие моменты, которые остаются на сердце. Много было случаев неприятных для меня. И так все кончилось.
5.
Блиц.
— Вы легко даете взаймы?
— Да.
— И крупные суммы?
— Можно так сказать.
— Если я попрошу у вас взаймы, могу рассчитывать на…?
— Сколько?
— Как строится день Марыли Родович?
— Если у меня нет концерта, всё кружится вокруг профессии моей. И встречи, и интервью, репетиции — каждый день что-то. И если это есть, я стараюсь спать долго. Это лучший способ на красоту. Выспаться — страшно важно. Еще очень люблю закрыть дверь в своей комнате…
— И?
— Открываю Интернет. Я на “ты” с Интернетом. Мой сайт — я каждый день здесь встречаюсь с моими поклонниками, разговариваю с ними.
— А кроме комплиментов пишут, например, обидные вещи?
— Тоже. В последнее время — что я убиваю животных и ношу шубы. (Похлопывает мех на дубленке, что валяется на кресле рядом.) Когда видят фотографии в шубе, они ругаются, но другие поклонники спорят с ними.
— А вы что думаете на этот счет?
— Например, я ношу кожаные сапоги. Моя сумка тоже кожаная. И если стать “зеленым”, надо отказать всему. В принципе весь мир построен на том, что один кушает другого. Корова кушает траву, которая тоже хочет жить. Мы кушаем корову, и нас потом кушают эти, как их, червяки. Так что не все од-но-знач-но.
— Вы бережете голос? Например, стараетесь не говорить на морозном воздухе?
— (Смеется.) Это не я. Я даже не имею шарфа. Я ненавижу высокие воротники. Мы — закаленные.
— Может, вы купаетесь в проруби? Моржуете?
— Нет. Но батареи у нас выключены. Потом еще — окна открыты. Я помню, два года назад было — 33 градуса и были открыты все окна. Очень приятно спится.
— Распеваетесь с концертмейстером? Пьете яйцо перед концертом?
— Никогда. С мая до октября у меня много концертов, особенно много на стадионах, площадях.
— Ужас!
— Почему ужас?
— Потому что связки надо беречь.
— Нет, нет!!! Совсем не обязательно. Чем больше концертов, тем сильнее они становятся.
— Марыля, ну вы просто Кобзон в юбке.
— Но это правда. Вот если пауза у меня в работе, потом я плохо чувствую себя во время концерта.
— Простите, но во время менопаузы вы тоже пели?
— Конечно! А что? Какая это пауза? В первый раз слышу. У нас никто на это не обращает внимания. И к тому же у меня в ансамбле никто не может быть больным. Если я умру, вот тогда можно отказать в концерте.
6.
— Во взаимоотношениях с мужчинами: вы выбираете или вас выбирают?
— Я… Я выбираю. (Смеется.)
— Вы уходили или от вас уходили?
— Я отходила.
— Значит, вы мужчин в кулаке держите?
— Нет, нет. Я такой тип женщины, что разрешают мужчинам ходить себе на голову (русский вариант: сидеть на шее). Но приходит момент, когда я говорю: “Почему? Стоп! Не хочу так”.
— У нас есть прекрасное на этот счет выражение: “Гиря до полу дошла”.
— (Смеется.) И тогда я брала детей, чемоданы и бежала, хотя не было легко, не было денег, контрактов. Когда я ушла от второго мужа, приехала в Варшаву в свою первую приватную квартиру, где не было ничего. Не было шкафа, вилки, денег. Но так решила и так жила.
— Вы нашли не лучшее время для ухода — в стране было военное положение. Неужели даже звездам, таким, как вы, приходилось тяжко?
— Не голодали, но нелегко было. К тому же у артистов был протест — не выступать на телевидении.
— И вы не выступали? А на что жили?
— Да, я не принимала участия в телевизийных программах. А как зарабатывала?.. Ехала на шесть недель на контракт в польский клуб в Нью-Йорк. С этих денег жила полгода с маленькими ребенками. Потом ехала на шесть недель на гастроли в Союз и еще полгода жила на эти деньги.
— А вы поддерживаете отношения с Даниэлем? В хороших отношениях?
— В очень хороших. Я, знаете, со всеми моими мужчинами в очень хороших отношениях. Но это брало десять лет, чтобы мы начинали хорошо общаться. Например, с отцом двух моих детей.
— С тем, что подходил?
— Нет. С Анджеем у нас один сын. Двое детей — от прежнего… (Ищет слово.)
— Брака?
— Что такое брак?
— Ну, как вам сказать — штамп в паспорте…
— Нет, у нас не было штампа. Только двое детей. Это режиссер из Кракова Кшиштоф Ясиньский. Он уже знал, что мы с Анджеем встречаемся. Он признался теперь мне, что возил в машине секиру. Ну, топор по-вашему.
— Чтобы убить вас?
— Нет, Анджея. Кшиштоф жил в другом городе, но звонил мне и говорил, что убьет его. А этот говорил, что спалит его театр. Теперь об этом прекрасно вспоминать, а тогда… У меня были два ребенки (дочка 3 года и сыну 5), сын до сих пор не в очень хорошем контакте с Анджеем.
— Это верно, что вы вместе с Даниэлем Ольбрыхским недавно рекламировали мороженое?
— Да.
— А если бы вам предложили рекламировать мыло или, скажем, противозачаточные средства?
— Боюсь, что никто бы нам это не предложил. (Смеется.) Мыло можно было бы сделать смешно: например, купаться в пене. У Даниэля есть чувство юмора. У меня — тоже.
7.
Блиц.
— Есть ли жизнь на Марсе?
— Верю.
— Верите ли вы в реинкарнацию?
— Да.
— Верите ли вы, что мужчина когда-нибудь сможет забеременеть и родить?
— Нет. А зачем? Пусть они ходят в этих белых рубашках на работу и зарабатывают деньги. У них нет терпения вообще.
— Ваши мужчины вас в этом убедили?
— Да, абсолютно.
— Кем вы были в прошлой жизни?
— Солдатом Александра Македонского. Я была в Америке и там ходила к одному человеку. Он слушал меня, у него были закрыты глаза, и он сказал, что видит, как я еду быстро на лошади с Александром Македонским.
— Вы любите риск?
— Да, очень.
— Но почему вы до сих пор не делали косметических операций?
— Я бы сделала. Боюсь.
— Вы не поддерживаете позицию Брижит Бардо, которая предлагает стареть без подтяжек?
— Нет. Брижит Бардо была мой идол, но это не очень приятно — смотреть на морщины. После операций женщины продолжают свою красоту. Поэтому я говорю “да”. Но пока боюсь. У меня по генетике хорошая кожа. С нового года опять буду делать американскую диету.
— Любите поесть?
— Очень. Очень. Я обожаю.
— С кем из русских артистов вы хотели бы вместе выступить?
— О, есть у меня мечта. Сыграть концерт с Гариком (имеется в виду Сукачев. — Прим. авт.). Мои знакомые в Варшаве показали мне его концерт на DVD. О, это моя кровь. Он поет вживую, собой, там есть такие эмоции!..
— Что вы пожелаете читателям “МК”?
— Я желаю, чтобы все эти перемены, что у вас происходят, так и происходили. Чтобы людям легче жилось. И чтобы не было между нами холодных отношений, как это было в последние годы. Потому что мы — народы по чувству близкие. Я, например, помню, как после военного положения ехала на такси по Москве. И таксист сказал: “Вам, полякам, не хочется работать в Польше”. Так работала пропаганда. Так вот, я хочу, чтобы русский народ не верил в пропаганду о польском народе.
Что еще почитать
-
«Десятиметровое стекло вылетело»: россиянка рассказала подробности апокалипсиса в Дубае
-
Разъяснены заявления Ирана об ударе по ядерным объектам Израиля «в любую минуту»
-
«Открывал ножом коробки с обувью»: детали биографии убийцы байкера
-
Россию охватит «зарплатная революция: «Люди будут работать лишь за 200 с лишним тысяч»
-
«Пострадавшие категорически не воспринимают цифры компенсации»: Останина назвала проблемы жертв паводков
В регионах
-
Жителей Рязани напугал громкий хлопок над городом днём 15 апреля
-
Популярного петербургского блогера Отца Олега похоронили в Рязани
-
Зеленский угрожает разрушить Крымский мост при новом наступлении
Крым -
Один человек погиб и шесть пострадали в ДТП в Сасовском районе Рязанской области
Рязань -
СК просит помочь в розыске пропавшего на охоте рязанца Сергея Пинтелина
Рязань -
Эксперты и юристы обосновали незаконность передачи Крыма в 1954 году
Крым