В Мадриде плюс 40. Но жару еще поддает театральный фестиваль, где кипят нешуточные страсти. А самый большой спец по страстям, как известно, г-н Шекспир. Труппа из Лондона “Чик бай джаул” известного режиссера Деклана Доннеллана неистового играет здесь “Троила и Крессиду” — пьесу, редко попадающую на сцену. Но Доннеллана, испахавшего Шекспира вдоль и поперек, трудности и каверзы классика не пугают.
Основная площадка мадридского фестиваля — центр Матадеро с античными колоннами, двориком и множеством залов — для кино, чтения и сценических искусств. В буфете — винные и пивная карты, как в хорошем ресторане, а вот туалета при зале почему-то нет.
— А как же вы, извините, пур ля пти? — спрашиваю я волонтеров на “воротах” зала. Те в ответ лишь вежливо улыбаются и отрывают билетик. Остается надеяться, что Шекспир так захватит высокой драмой, что не допустит вспомнить и подумать о низком человеческом организме.
Итак, на сцене — Троя. Так начинается пролог, может быть, самой странной пьесы Шекспира. В ней, как на распутье, сошлись трагедия, хроники и комедия, а точнее, ее пародийное начало. Специалисты вообще считают, что бойня греков с троянцами за Трою, имевшую шесть ворот, — лишь повод откликнуться на конфликт между лондонскими театрами и Шекспиром. Короче — наш ответ Чемберлену. Ответ не ответ, намек или пародия — через четыре века после написания пьесы это не имеет значения. Сегодня “Троил и Крессида” читается как вещь необычайная и более чем актуальная.
В ней слилась наивная, очень чистая любовь, как у Ромео и Джульетты, но при этом с рациональной основой. И более чем реальным пониманием природы мужских амбиций и мужских претензий на мировое лидерство.
Итак, на сцене — Троя. Постоянный соратник Доннеллана — художник Ник Ормерод — не придумал ничего нового в ее декорационном воплощении. Та же бифронталка — небольшое пространство, зажатое между двух зрительских трибун, как и во многих его спектаклях. Здесь и Троя с троянцами в белом, и греки в черном. Черные играют против белых, и в конечном итоге…
Впрочем, до итога будет много всего. Любовь принца Троила, сына Приама, и Крессиды. Он открыт и простодушен, она — блондинка, осторожная в первых порывах любви.
Мы, женщины, одно лишь твердо знаем,
Что издали сильнее привлекаем.
И потому мне твердо помнить надо,
Кто взял — тиран. Кто не взял — жаждет взгляда.
А между влюбленными весьма циничный, но обаятельный субъект в белом курортном костюме — Пандар, старый сводник.
Любовная история у Доннеллана простая, но какая-то особенная. И особенность в открытой энергии, а не в страстях, в которых не бьются светловолосые герои. Троил — невысокий, смешной, но чертовски обаятельный, и точное назначение на эту роль артиста Алекса Вальдмана делает любовную линию особенной.
Совсем в другой стилистике разыграна партия черных на шахматной доске. Одни пешки, думая, что они ферзи, двигают другие пешки, которые, в свою очередь, полагают себя офицерами. Улисс (актер Риан Киггелл) одет весьма демократично (свитер и галифе), выглядит современным политтехнологом-интеллектуалом, который перед выборами разыгрывает комбинацию: Путин или Медведев? Ой, извините, забылась — какой Медведев: дело-то происходит не в России.
Но вот так разыграна партия черно-белых, что подходит она к любому времени и любой стране, разве что сегодня женщину не меняют на военачальников. Сегодня ченч более циничный. Но Крессиду все-таки меняют на троянского военачальника — вот как неожиданно для своего времени (1609 год) Шекспир решает эту сцену. Троил:
— Мы, что купили тысячами стонов
Один другого, ныне продаем
Друг друга по дешевке, спешно, грубо…
Герой не травит себя, не закалывает, он говорит возлюбленной: “Иди, так надо”. Сцена прощания скупа в своих выразительных средствах, отчего становится совсем не по себе.
И еще одна изумительная сцена украшает второй акт — сходка черных перед схваткой с Гектором. Это кабаре, где мужчины отвязываются перед неизвестностью завтрашнего дня: смерть или победа? Эта сцена ассоциативно отсылает зрителя к “Гибели богов” Бертолуччи.
Отдельных аплодисментов заслуживает игра актеров. Энергия слова и чувства делает постановку упругой и магнетичной, даже там, где Шекспир многословен, напряжение не спадает. Много бегают, но никто не кричит, а проживают довольно сложный текст азартно. Все-таки у Доннеллана изумительные актеры, и это прежде всего касается Алекса Вальдмана и Дэвида Коллингса в роли Пандара. Он — точно старый актер МХТ. Того самого МХТ, когда за первым планом игры артиста в очередь стояли еще несколько самых разных, и один не заслонял другого.
Что еще почитать
-
«Такого сопротивления не встречал»: президент РАН поставил вопрос экспертизы учебников ребром
-
Раненых ВСУшников вывозили на семи скорых: в Харьков опять попадание
-
Евросоюз тоже хочет конфисковать российские активы в пользу Украины
-
Владимир Путин подписал закон о повышенной оплате за сверхурочную работу
-
300-килограммовую пациентку пришлось выносить из квартиры сотрудникам МЧС
В регионах
-
Жителей Рязани напугал громкий хлопок над городом днём 15 апреля
-
Зеленский угрожает разрушить Крымский мост при новом наступлении
-
Эксперты и юристы обосновали незаконность передачи Крыма в 1954 году
Крым -
Российский корабль отразил атаку противокорабельной ракеты в Севастополе
Крым -
Эксперт заявил о репетиции ракетного удара по Крымскому мосту в Джанкое
Крым -
Обновление оборудования, ремонты и привлечение молодых специалистов: как решаются проблемы в здравоохранении на примере Первоуральской городской больницы
Екатеринбург