Надеяться больше не на 100

Первая сотня дней борьбы правительства с кризисом показала: победы ждать не приходится

Если считать с 1 октября 2008-го, когда были выделены первые $50 млрд. на борьбу с кризисом из российских резервов, то на прошлой неделе исполнилось сто дней с начала официально объявленной борьбы российского правительства с “последствиями мирового финансового кризиса”. Который как-то очень быстро и незаметно превратился в полномасштабный российский экономический.

Есть ли серьезные успехи на этом поприще? На днях Дмитрий Медведев высказал недовольство борьбой с кризисом. Детальный анализ правительственных действий показывает, что ситуация еще хуже, чем полагает президент.

“Голландско-африканская” российская экономика

Хотя мировые потрясения не могли не проявиться и у нас, в России, как всегда, все иначе.

Начнем с истоков. За годы нефтяного изобилия в России сформировалась суверенная “голландско-африканская” модель экономики. То, что с нами сейчас происходит, в мировой экономической истории получило название “голландской болезни” — состояния национального хозяйства, долгие годы паразитировавшего на добыче полезных ископаемых, а потом, после ухудшения сырьевой конъюнктуры, растерявшего и промышленность, и внутренний рынок, и финансовую устойчивость. Другая сторона медали — “африканский синдром”, по признакам схожий с голландским, но отличающийся тем, что промышленности во многих сырьевых африканских странах просто не было. Несколько перерабатывающих предприятий не в счет.

Посмотрим, что было у нас. Все эти годы основное внимание уделялось отраслям, способным расти исключительно благодаря внешней конъюнктуре — нефтегазовому комплексу, металлургии, лесоперерабатывающей промышленности. Российское конечное производство замещалось импортом, к нам везли не только продукты питания или ширпотреб, но и устаревшие технологии, те же автосборочные модули. Наконец, в полном соответствии с африканской сырьевой моделью в России процветало неформальное социальное и коррупционное налогообложение, а должности и звания как продавались, так и продаются. И вот сказке пришел конец.

Островок стабильности затопило быстро

Разговоры о том, что кризис пришел в Россию из-за океана и что, “если бы не американский ипотечный кризис 2007 года, угрозы для мировых финансовых рынков не было” — от лукавого. Глобальные финансовые рынки уже в 2007 году были перекапитализированы, что означало ближайшее и неминуемое их обрушение. В России тревожные тенденции начали звучать в конце мая 2008 года, когда индекс РТС, достигнув максимума в 2498,1 пункта, уже больше никогда не поднимался столь высоко.

Дальше все пошло вниз, а после 16 сентября с известием о банкротстве американского инвестбанка Lehman Brothers процесс стал необратимым. В тот день индекс РТС потерял 11,47%, а индекс ММВБ — 17,45%, и даже массированные государственные вливания (в первую очередь для спасения капиталов близких к правительству структур) ситуацию не спасли. Любопытно, что в те дни многие “аналитики” с пеной у рта доказывали: вот оно, дно, несите ваши денежки по новой!

За снижением котировок российских ценных бумаг незамедлительно раздались звонки из банков-кредиторов, выдавших ссуды под залог акций: мол, надо бы обеспечение-то добавить. Добавлять к тому времени было нечего, все уже было заложено. На Западе больше не кредитовали — как же без обеспечения, да и самим не хватает. К тому же нефть, достигнув июльского пика в $147, начала движение вниз.

Побежали прежде так любимые властью иностранные инвесторы. Если в 2005 г. российскими банками и предприятиями было привлечено $72 млрд., в 2006 г. — $104 млрд., а в 2007 г. — $216 млрд., то только за две недели октября отток капитала из страны составил $20 млрд., по итогам января—ноября — $80 млрд., а за весь 2008 г. отток будет никак не меньше $100 млрд. Стало ясно, что кризис уже пришвартовался к берегу нашего “островка стабильности”.

В те дни среди официоза стало модным во всем винить Запад, но чем можно объяснить тот факт, что уже по итогам I полугодия 2008 г. в добывающих отраслях пошла стагнация, а часть обрабатывающей промышленности и вовсе начала показывать спад? Успехами наших футболистов на Евро-2008? Началом дачного сезона? Бесполезными спорами о снижении НДС и “раскручивании маховика экономического роста”, на который Кудрин не давал денег?

Первые ростки кризиса (спад производства, рост инфляции, увеличение безработицы) правительство попросту проспало, чем показало свою принципиальную слабость, уязвимость и некомпетентность.

“Подайте на проедание…”

1 октября стало известно, что Банк России разместит в ВЭБе $50 млрд. из золотовалютных резервов для выкупа долгов российских банков и компаний перед иностранными кредиторами. Хорошая мера, если бы она выглядела так: собрали все иностранные долги со сроком погашения до конца 2010 г., обменяли бы их на доли в акционерных капиталах этих компаний, погасили бы и забыли об этой проблеме как минимум на два года. Но правительство решило выдавать кредиты. Иными словами, продолжило ту же практику, что существовала в недавние времена, только на этот раз в роли дающего выступали не иностранцы, а представители родного государства.

Кто встал в очередь? Главные виновники российского кризиса, компании, организационная и финансовая эффективность которых проявлялась лишь в формировании монопольных секторов и прокручивании спекулятивных схем на заемные средства для искусственного завышения цен на продукцию. С последующими дивидендами, разумеется.

И что вы думаете? Некоторым уже дали, а иным денежки помешали получить лишь новогодние праздники! И еще: думаете, средств у просящих не было? Тогда смотрите справку о дивидендных выплатах тех, кто “помощь” уже получил.

Вывод прост: западные капиталы российских нуворишей не могут использоваться для решения каких бы то ни было проблем, возникающих внутри страны. По поводу наличия денежных средств у “просящих” лишь один конкретный пример. К 1 декабря “Лукойл”, также стоявший, кстати, в очереди за государственным кредитом в $1,8 млрд., купил 49%-ную долю в совместном предприятии с итальянской группой ERG, а основным активом нового СП стал нефтеперерабатывающий комплекс ISAB на Сицилии. Доля “Лукойла” в СП — 1,35 млрд. Знали ли об этой сделке на самом верху? Не только знали, но и лично, перед телекамерами, одобрили.

Кто-то озадачен международными резервами страны? А что, их пока много. На 8 августа они составляли $598,1 млрд., а на 26 декабря $438,2 млрд., то есть за 4,5 месяца “усушка” составила 26,7%. Ну и что, ведь, говорят, кризис продлится недолго, от силы года два…

Такой срок кризиса — два года — специально муссируется во властных коридорах, с этой легендой легче получить бюджетную помощь. Но кризис скорее всего продлится значительно дольше, и то, что через два года голая Россия по миру пойдет, никого не волнует.

7 октября президент Медведев заявил о выделении 950 млрд. рублей на поддержку финансовой системы, которые вкупе с предоставленными позднее еще несколькими триллионами рублей составили гигантскую сумму — порядка 5 трлн. рублей. На что пошли эти деньги? Вопрос риторический: несмотря на уверения премьера (мол, деньги дошли до адресатов), в банковской системе России мы их не увидели. Может, адресаты были не те?

Перед вами график банковской ликвидности с 1 октября по 31 декабря 2008 г.

Как видно, никакими триллионами в банковской системе страны в кризисные дни и не пахло. Не считать же предновогодний всплеск распродажной активности и желание предприятий избавиться от денег, чтоб не платить большие налоги, свидетельством восстановления банковского сектора.

Таким образом, сегодня мы имеем не кризис банковской ликвидности, как это преподносится правительством, а кризис доверия между банкирами и потенциальными заемщиками. Банки и рады бы выделить кредиты, да некому: имущество всех крупнейших предприятий заложено-перезаложено. И если попадается хотя бы один кредитоспособный заемщик, на нем пытаются “отбить” максимум процентов по привлеченным средствам, в том числе по нашим вкладам. Вот почему индикативная ставка по рублевым кредитам MosPrime с сентября выросла в 2,8 раза до 21,8%. И денег у предприятий по-прежнему нет. Скоро мы будем наблюдать возрождение бартерных схем и выдачу зарплат натурой. Как “в лихих 90-х”.

7 ноября на правительственном сайте был опубликован второй (безденежный) “План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики”. Не будем перечислять все 55 мероприятий плана, скажем лишь, что выполнение поставленных задач потребует согласованного принятия 28 федеральных законов, 20 постановлений и 2 распоряжений правительства, а также 17 нормативных актов министерств, служб, Банка России и госкорпораций. Более 40 мероприятий предстояло выполнить до конца 2008 года и только 13 имеют срок сдачи в I квартале нынешнего года. Главным ответственным выступает Минэкономразвития, на котором висит обязанность подготовить 51 документ, приблизительно по одному за каждый рабочий день до конца срока действия “Плана”.

СПРАВКА "МК"

Некоторые меры второго “Плана” правительства, реализация которых уже просрочена:

1. Обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам с выделением товаров массового производства (срок — 12.2008)

2. Установление ценовых преференций (от 5 до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа (до 31 декабря 2010 г.) (срок — 11.2008)

3. Упрощение процедуры предоставления государственных гарантий (срок — 12.2008)

4. Развитие кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг) (срок — 11.2008)

5. Разработка механизма рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями (срок — 11.2008)

Источник: официальный сайт Правительства РФ www.government.ru

Зато уже в ноябре прошлого года выполнен, по-видимому, важнейший пункт плана: “Корректировка ввозных таможенных пошлин в отношении автомобильной техники”. Последствия хорошо известны. Особенно жителям Сибири и Дальнего Востока. А 25 декабря правительство преподнесло новогодний подарок 295 системообразующим предприятиям. В опубликованном на сайте правительства списке все крупнейшие авиакомпании, энергокомпании, нефтегазовые компании, госкорпорация “Ростехнологии”, торговые, аптечные сети, девелоперы и прочие “пострадавшие”. Все, кто несет прямую ответственность за наступивший кризис. За то, что бездумно брали кредиты на Западе, не заботясь о том, как их отдавать. За то, что вступали в коррупционные отношения и с правительственными, и с местными чиновниками. За то, что надували пузыри на любом участке, куда приходили. Не заботясь только об одном — о повышении эффективности собственного производства. На поддержку этих предприятий потребуется всего-навсего 3,5 трлн. рублей. И эти средства найдутся: не в форме прямого финансирования, так в виде кредитования под госгарантии, не с помощью субсидирования процентной ставки, так путем реструктуризации недоимки. А еще посредством госзаказа или тарифной поддержки. Список из 295 страждущих явно не последний. Во-первых, первоначально предполагалось оказать помощь 1,5 тыс. предприятий. И в правительственных сенях толкутся губернаторы со своими списками. В-третьих, выделенные преференции скоро закончатся, а кризис еще не рассосется.

Остро логический прогноз-2009

Итак, что мы имеем по итогам прошлого года после антикризисных действий правительства? Спад промышленного производства, достигший к началу декабря 8,7%, массовые предстоящие увольнения, разбазаренные триллионы рублей бюджетных и резервных денег, кризис банковской системы, коллапс ипотечного и потребительского кредитования, почивший в бозе фондовый рынок, отток капитала в $100 млрд., девальвировавшийся на 21,3% рубль, неэффективные меры налогового стимулирования и полное отсутствие сколь-нибудь внятной программы антикризисных действий.

100 дней “антикризисных мероприятий” показали, что меры российского правительства, номинально направленные на стабилизацию экономики, дают, как правило, обратный эффект. Но те же меры позволили обеспечить жизненно важные интересы нескольких десятков представителей элиты. Некомпетентность членов правительства стала самостоятельным фактором развития кризиса в России и может вызвать экономический хаос. Что бы нам ни говорили о сплоченности государственной команды и адреналине, вырабатываемом антикризисными баталиями.

По официальным прогнозам, в 2009 г. ВВП России увеличится на 2,4%, реальные доходы населения вырастут на 2,5%, среднегодовой курс доллара составит 30,8—31,8 руб./1$, инфляция не превысит 12%, стоимость барреля нефти Urals достигнет $50. Нам снова предлагают поверить в чудо, хотя ни для кого не секрет, что только прогноз инфляции в 2008 г. пересматривался 5 раз: начавшись с 5,5% и закончившись на “ненамного выше 13%”.

Выскажем собственное видение итогов развития страны через год. Сразу скажем, что считаем данные показатели оптимистичными. Итак, реальный ВВП России в 2009 г. снизится на 3—4%. Реальные доходы населения упадут не менее чем на 10%. Среднегодовой курс доллара будет не менее 40 руб./1$ (если считать по девальвации на 1% в неделю), хотя сегодня более вероятным видится прогноз “не менее 50 руб./1$”. Инфляция в наступившем году будет выше прошлогодней, чему причинами ускоряющаяся девальвация рубля (импорт), растущие коррупционные аппетиты чиновничества и все тот же рост тарифов естественных монополий. Более точные цифры назвать невозможно, так как, во-первых, в самом Росстате, похоже, не верят, что инфляция в прошлом году составила “ненамного выше 13%”, а, во-вторых, альтернативных систем подсчета инфляции в России пока нет.

Реальная безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в следующем году по меньшей мере удвоится и достигнет уровня в 12—15% экономически активного населения. Международные резервы страны продолжат активное снижение (об оттоке капитала в $80—90 млрд. в следующем году говорят сами чиновники) и во второй половине 2009 г. приблизятся к отметке в $200 млрд., а платежный баланс страны (соотношение экспорта-импорта) будет отрицательным. Среднегодовая цена на нефть марки Urals будет колебаться... А какая нам разница, сколько будет стоить баррель? Ну был он $100, $120, $147 — и что? Многим стало жить лучше?

Летом 2008 г. на Петербургском международном экономическом форуме первый вице-премьер Шувалов изрек: “К концу этого года Россия станет шестой по размеру экономикой в мире”. Спустя полгода разумнее всего оставить это высказывание без комментариев.

Средства, полученные крупнейшими компаниями России, а также их дивиденды за 2005—2007 гг.

КомпанияПолученоДивиденды за 2005—2007 гг.
ОК “Русал” (металлургия)$4,5 млрд.$7,5 млрд. за 2005 г. — I полугодие 2007 г.
“Альфа-групп”$2,0 млрд.$7,0 млрд., только по TNK-BP
“Мечел” (металлургия)$2,0 млрд.$1,0 млрд.
“Евраз” (металлургия)$1,8 млрд.$2,0 млрд., за I полугодие 2008 г. — $1,0 млрд.
“Интеррос” (на горнолыжный курорт “Роза Хутор”)$0,75 млрд.$1,6 млрд., только по “Норникелю” и только “Интерросу”
“Газпромнефть”$0,75 млрд.$4,0 млрд.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру