Медведева решил принять ислам

Зачем Каримову протягивают руку Москвы

В гости к лидеру Узбекистана Исламу Каримову отправился вчера Дмитрий Медведев. В ходе вояжа глава России должен решить две тесно связанные друг с другом задачи. Убедить Ташкент приостановить вновь наметившийся дрейф его политики в сторону Запада. Уверить Каримова в том, что в Москве его ценят и уважают не меньше, чем, например, лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева. Как это ни покажется странным, но для президента Узбекистана подобный респект крайне важен. Не зря же еще недавно вся республика была завешана цитатой Каримова следующего содержания: “Узбеки не хуже других”.

Внешняя политика Ислама Каримова являет собой странную смесь холодного расчета с эмоциями и чисто престижными соображениями. Вот уже долгие годы бывший первый секретарь ЦК компартии Узбекистана искусно лавирует между Россией и Западом. Вплоть до 2005 года Ташкент склонялся скорее к Вашингтону, чем к Москве. Узбекистан был членом антироссийского блока ГУАМ и мог похвастаться американской военной базой на своей территории. После вызвавшего гнев Запада жестокого подавления массовых волнений в городе Андижане маятник качнулся в другую сторону. Ташкент вступил в патронируемые Москвой блоки ЕврАзЭС и ОДКБ. Однако с недавних пор Каримов вновь начал подавать сигналы противоположного свойства. Едва Евросоюз отменил введенные им санкции против Ташкента, как стало известно о приостановлении Узбекистаном своего членства в ЕврАзЭС.

Даже в период расцвета “союзнических отношений” между Москвой и Ташкентом дружеские чувства Узбекистана к России носили скорее условный характер. Например, прошлой весной в узбекской столице демонстративно снесли монумент дружбы народов. Памятник семье Шахмурадовых, усыновивших во время Великой Отечественной войны 15 детей-сирот из Центральной России, считался неофициальным символом Ташкента. Но сейчас узбекские учебники истории трактуют российско-советский период истории республики как одну сплошную черную полосу. В них не упоминается даже о том, как после страшного землетрясения 1966 года на восстановление разрушенного Ташкента были брошены силы практически всего СССР.

Дела узбекского руководства тоже соответствовали его идеологическим установкам. Несмотря на вроде бы достигнутые договоренности, российский бизнес в республику под разными предлогами старательно не пускали. Членство Ташкента в ЕврАзЭС так и осталось чисто формальным. В Москве все это, естественно, прекрасно знают. Но геополитическое значение Узбекистана слишком велико, а возможности России надавить на Ташкент очень ограничены. Поэтому у Кремля нет иного выхода, кроме как, несмотря ни на что, пытаться наладить отношения с Каримовым.

Шансы на это, кстати, есть. Многие считают, что недавний демарш Ташкента по поводу ЕврАзЭС был вызван не только вновь обозначившимся креном его политики в сторону Запада. Еще в эпоху СССР Узбекистан и Казахстан считались соперниками. В эру независимости личное соперничество за неформальное лидерство в Центральной Азии между президентами Каримовым и Назарбаевым и вовсе приобрело ожесточенный характер. При этом узбекский лидер всегда считал своего казахстанского коллегу более удачливым и жутко негодовал по этому поводу. Иногда это выливалось даже в перекрытие узбекских границ с соседними республиками и прочие, не менее болезненные санкции в их отношении.

Как известно, пост генсека ЕврАзЭС сейчас занимает представитель Казахстана. Примечателен и другой факт: в стране Назарбаева Медведев появляется каждые несколько месяцев. Нынешний же визит Президента РФ в Узбекистан — первый за время его пребывания в Кремле. Медведев, разумеется, был готов навестить Каримова и раньше. Но узбеки и слышать не хотели, чтобы российский лидер навещал их “пролетом” по пути из Казахстана.

Сейчас Москва и Ташкент оказывают друг другу уважение по самому наивысшему разряду из возможных. Визит Дмитрия Анатольевича носит статус государственного. Будет ли это достаточным, чтобы растопить сердце Ислама Каримова?

Михаил Ростовский.

 
Тур по мавзолеям

Визит Дмитрия Медведева в Узбекистан начался с изучения легенд древнего Самарканда. Уроженец этого города президент Узбекистана Ислам Каримов возил российского главу государства по Самарканду, они вместе осматривали достопримечательности — обсерваторию Улугбека, мавзолей святого Даниила, площадь Регистан и мавзолей Гур Эмира, где похоронен Тамерлан.

С легендами в Самарканде связано буквально все. Говорят, настоящая лепешка из Самарканда может быть пригодной к употреблению в течение трех лет. Чтобы она опять “посвежела”, достаточно хорошо ее сбрызнуть водой и прогреть в тандыре или же вовсе в микроволновке. Существует легенда, согласно которой некий эмир специально пытался выписать повара из Самарканда, чтобы тот готовил ему лепешки. Но в другом городе такого вкусного хлеба не получилось.

Главная же загадка Самарканда — мавзолей Гур Эмира, где похоронены Тимур (Тамерлан) и его родственники. По легенде, на саркофаге полководца написано: “Нарушивший завет Тимура будет наказан, а по всему миру разразятся жестокие войны”. Советские исследователи, проводившие раскопки в мавзолее в 41-м году, не обратили внимания на надпись и на прочие знаки: 20 июня 1941 года вскрыли гроб Тимура. Говорят, тогда мавзолей наполнился резким запахом смеси каких-то смол, камфоры, розы и ладана. А в ночь на 22 июня Германия напала на Советский Союз. Перелом в Великой Отечественной войне тоже связывают с гробницей: мол, когда останки Тамерлана вернули в склеп, наши победили под Сталинградом.

Есть и совсем современные легенды. Например, Медведев посетил мавзолей пророка Даниила, который почитается тремя мировыми религиями. В 1996 году Алексий II побывал в мавзолее и освятил его. Говорят, что после этого возле мавзолея вновь зацвело фисташковое дерево, считавшееся засохшим.

Впрочем, после прогулки по Самарканду Медведеву предстояла беседа с Каримовым один на один. Но основная часть переговоров предстоит сегодня.

Виктория Приходько, Ташкент.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру