“Экипаж тоже не хочет погибать”

Командир “Ту-154”, посадивший самолет в экстремальной ситуации, проанализировал для “МК” аварию в “Домодедово”

Причины аварийной посадки “Ту-154” в “Домодедово” установят еще не скоро. А версий по этому поводу уже было высказано немало.

Командир “Ту-154”, посадивший самолет в экстремальной ситуации, проанализировал для “МК” аварию в “Домодедово”

Мы связались с летчиками, которые три месяца назад посадили точно такой же “Ту-154” на заброшенный аэродром в тайге. Во время полета у самолета отказал автопилот, навигация, радиосвязь, погасли все основные приборы, вышли из строя насосы, подающие топливо. Причиной ЧП стала неисправность аккумуляторов, что привело к короткому замыканию в электросети самолета. Командиры того “Ту” Андрей Ламанов и Евгений Новоселов высказали свое мнение по поводу ситуации с экипажем “Дагестанских авиалиний”.

Командир “Ту-154” Андрей Ламанов:

— Андрей, в сентябре ваш “Ту-154” совершил вынужденную посадку в тайге. Двигатели тогда работали?

— Нам повезло, двигатели у нас не отказали, моторы работали, благодаря чему мы остались живы. Так что наш самолет не терял устойчивость и управляемость.

— А если бы отказали двигатели?

— По-любому боролись бы до последнего. Экипаж тоже не хочет погибать и поэтому сделает все возможное. Поверьте, посадили бы и без трех двигателей. Сажали бы на лес. Честно говоря, об итогах такой посадки боюсь даже думать. Но вообще, у нас предусмотрена четкая инструкция посадки и с одним двигателем, и без трех. Все расписано.

— Андрей, почему отказали двигатели у “Ту-154”, который вылетал в Махачкалу?

— Подобный случай произошел в новосибирском аэропорту “Толмачево”. Тогда при посадке отказали все три двигателя. И дело было в качестве топлива.

— Версию некачественного топлива вроде опровергли.

— Я рассматривал именно эту версию. Например, при засорении и кристаллизации топлива иногда засоряются и топливные фильтры. Ведь в топливо могли не добавить спецжидкость, которая не дает топливу превращаться в лед.

— Жидкость заливают с топливом?

— Да, мешают и заливают. Но другой самолет, заправленный тем же топливом, произвел нормально посадку.

— Сейчас все больше говорят об ошибке экипажа. Мог бортинженер забыть включить насос подкачки топлива?

— Перед полетом бортинженер закладывает насосы подкачки и перекачки в систему автомат — все это заносится в карту контрольных проверок. Так что эту версию я бы исключил. Кстати, в советское время из Ташкента вылетел экипаж, а бортинженер забыл включить насосы подкачки и перекачки. В этом случае лететь можно, но топлива хватит на 30 минут. В том случае полет длился ровно 30 минут, поэтому самолет благополучно приземлился.

— Кстати, когда вы сажали свой самолет, у вас тоже насосы отказали?

— Да, у нас все электричество отказало.

— Сколько времени вам потребовалось потом на восстановление моральных сил?

— Месяц длилось расследование. Потом нас всех отправили в отпуск тоже на месяц. А 2 ноября я приступил к работе.

— Тогда весь ваш экипаж утверждал, что “Ту-154” — отличный самолет. Вы не изменили своего мнения?

— Благодаря этому самолету мы остались живы. В ситуации, которая произошла с экипажем “Дагестанских авиалиний”, учитывая плохие погодные условия при посадке, да еще с таким страшным отказом двигателей — ребятам было непросто посадить самолет и сохранить жизнь людей. Выходит, опять “Ту-154” спас…

— Вашему “Ту-154” было 19 лет. Тот, о котором мы говорим сейчас, отметил свое 18-летие. Не много ли для лайнера?

— Нет, конечно! “Ту-154” до 40 лет могут спокойно летать. Даже президент и члены правительства предпочитают эти самолеты. Лично мы часто возили Кудрина.

— Может быть, “Ту-154” для президента и премьера более усовершенствованные?

— Нет. Технически они точно такие же.

— “Ту-154” до сих пор выпускают?

— Нет, их выпуск прекратили. Последний, как бы не соврать, в прошлом году выпустили.

— А почему?

— Во-первых, наша страна потеряла кадры — инженеров, рабочих, которые могли бы делать такие корабли. Во-вторых, с точки зрения экономии невыгодно выпускать “Ту-154” — они “жрут” гораздо больше топлива, чем иномарки. В-третьих, по всей видимости, покупать старые самолеты иностранного производства выгоднее, чем строить новые.

Коллегу поддержал и второй командир того же “Ту-154” Евгений Новоселов:

— Сейчас все говорят об инциденте с “Дагестанскими авиалиниями”. А вы знаете, сколько отказов двигателей было в тот день по России? Ну так вы поднимите статистику. Просто именно нештатная ситуация в “Домодедово” получила широкую огласку в СМИ, а сколько осталось за кадром? Я вам скажу, что практически каждый день происходят какие-то авиационные происшествия. Просто об этом не пишут…

Сюжет:

Авария Ту-154

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру