Правда лежит в “черном ящике”

Представитель “Авиалиний Дагестана”: “Вопрос о качестве топлива остается открытым”

4 декабря в аэропорту “Домодедово” произошла аварийная посадка “Ту-154” “Авиалиний Дагестана”. Официальной причины катастрофы до сих пор не назвали. Мы связались с помощником генерального директора “Авиалиний Дагестана” Иосифом Лихтманом.

Представитель “Авиалиний Дагестана”: “Вопрос о качестве топлива остается открытым”
Закаржа Закаржаев — командир экипажа.

— Иосиф, давайте начнем с последних событий — почему так долго искали речевой самописец?

— Речевой самописец находился на своем месте, под кабиной пилота. “Черный ящик” оказался придавлен этой кабиной. Извлечь его элементарно — надо было просто приподнять кабину. Но приподнимать переднюю часть самолета долгое время было нецелесообразно, потому что там шла экспертная проверка, прозванивали электропроводку самолета, чтобы установить, не произошло ли разрывов, которые могли послужить причиной аварии. Если бы подняли кабину сразу, то провода могли оборваться и экспертные работы усложнились бы. Именно поэтому извлечение “черного ящика” долго не осуществляли. И не надо искать здесь каких-то подводных камней.

— Говорят, что именно речевой самописец может наконец-таки выявить причину катастрофы?

— Возлагать все надежды на магнитофон не стоит, хотя переговоры экипажа — важны. Кстати, сам командир Закаржа Закаржаев считает, что именно расшифровка звукозаписывателя даст ответы на все вопросы.

— Что вообще говорит командир экипажа об этой аварийной посадке?

— К сожалению, Закаржа после случившегося стал несколько замкнутым. Тому виной некоторые СМИ, которые переврали информацию, исказили слова ребят из его команды. Сам по себе Закаржа скромный, порядочный человек. Он отличный пилот, признанный ас. Думаю, сейчас Закаржа ждет, когда общество и СМИ дадут реальную оценку действиям экипажа. На мой взгляд, они совершили чудо. Сегодня Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, говорит о том, что наш экипаж не был достаточно обучен. Но что он имел в виду? Дело в том, что Толбоев рассказывал о своей работе с “Бураном”. Тогда летчики проводили испытания самолета и сажали “Ту-154” с отключенными двигателями. Но это были специальные тренинги! Без подобной подготовки невозможно посадить лайнер с отключенными двигателями! Выходит, наш экипаж совершил невозможное. Кстати, второй пилот тоже имеет большой опыт работы, он давно летает на “Ту”. Управлять такими бортами — престижно. И ребята держатся за статусность.

Магомед Шамалов — второй пилот.

— Пошли разговоры, что причиной аварии могла стать перегрузка...

— Вопрос некорректный. Перегрузка выражалась в том, что самолет не выработал 18 тонн топлива. О другой перегрузке говорить несерьезно. Но в любом случае перегрузка не могла повлечь за собой остановку двигателей. Честно говоря, мы больше склоняемся к версии некачественного топлива.

— Так эту версию вроде опровергли…

— Это неправда! Начальник отдела расследований авиационных происшествий МАК Борис Горюнов в официальной беседе с главой “Дагестанских авиалиний” сказал, что к нему не поступало никаких официальных документов с экспертизой по топливу. Так что по топливу никаких решений не вынесено! Этот вопрос открыт!

— То есть версия, что в топливо не залили незамерзающую жидкость, имеет место быть?

— Это непрофессиональный разговор. Сейчас все ссылаются на то, что об этой жидкости обмолвился второй пилот. Спишем это на его шоковое состояние. Техники и летчики отлично знают, что подобные вещи делаются автоматически. Это дилетантское рассуждение: долили не долили. Все решения принимались на профессиональном уровне. Возможно, из-за низкого качества топлива забилась топливнопроводная система, и керосина хватило только для работы одного двигателя и то не на полную мощность.

Владимир Щетинин — бортинженер.

— Версия о том, что бортинженер забыл включить насосы подачи топлива, вами отрабатывалась?

— Насос подачи топлива был включен. У нас нет сомнений. Судите сами, наш бортинженер — взрослый человек, он полжизни работает в авиации. К тому же бортинженеры — одно из сильнейших направлений наших авиалиний. У нас мощная авиационно-техническая база. Как это забыл включить? Если этот человек всю жизнь выполнял качественно работу, с какого перепугу он сейчас этого не сделал? Это как женщина, которая никогда не выйдет из дома, не посмотревшись в зеркало. Не надо забывать и о блокировке, которая не даст запустить двигатель, если насосы не включены.

— На “Дагестанских авиалиниях” случались катастрофы?

— В 1989 году наш вертолет “Ми-8” потерпел крушение при спасении альпинистов из Кабардино-Балкарии из-за погодных условий. Человеческая жертва была в 1970 году. Все остальное время мы работали успешно.

— “Ту-154”, о котором идет речь, чинили в прошлом году. Значит, с ним были какие-то неполадки?

— Производили плановый капитальный ремонт.

— Одна из версий аварии — старые двигатели, которые нужно менять каждые 12 лет. Двигателям на вашем “Ту” стукнуло 18 лет.

— Капремонт самолета в прошлом году проводили на центральной базе Внуковского завода. Двигатели тоже мониторились. Если бы мастера заметили какие-то неполадки, тогда бы их поменяли. Так что двигатели были исправными.

— В полете отказало еще и навигационное оборудование?

— Навигационное оборудование отказало прямо перед посадкой. Свет погас, электричество не работало, но какие-то приборы функционировали в механическом режиме. Оставалась связь с диспетчерами, переговоры велись.

— Представители вашей авиакомпании вылетали на место катастрофы?

— Да, летали. Там работает Следственный комитет. Сотрудники СК арестовали бензин и багаж пассажиров. По некоторым источникам, попытка получить нами пробу топлива с баков самолета потерпела неудачу. Во всяком случае, такая информация у меня была на четверг.

Джаннет Арслангериева — бортпроводница.

— Еще один момент — сейчас многие обвиняют летчиков в том, что они рисковали, сажая самолет с полными баками. Ведь лайнер при такой жесткой посадке мог взорваться.

— У них отказали приборы, не работала навигация, попросту не было возможности вырабатывать топливо, на это не хватало времени. Первые отказы двигателей произошли на высоте 8 тысяч метров, потом один включился.

— Пилоты — тоже люди. Они испугались, когда поняли, что придется сажать без включенных двигателей?

— Здесь немаловажную роль сыграл командир экипажа. Ведь он является для всех ребят авторитетом. Думаю, благодаря ему экипаж не подвергся панике.

— А пассажиры?

— Мы общались практически со всеми пассажирами того рейса. Большинство из них даже не успели осознать, что случилось. Погас свет, стюардесса сказала пристегнуться… А потом произошел удар. Мои друзья, которые находились на том борту, говорили, что все происходило настолько быстро, что даже не было времени испугаться. Хотя некоторые женщины, конечно, подверглись панике, кричали…

— Почему погиб брат президента Дагестана?

— Он находился в салоне первого класса. Передняя часть самолета пострадала больше всего — она сломалась и воткнулась в землю. Разлом пришелся как раз на то место, где сидел брат президента. Нам искренне жаль этого человека, он был хорошим бизнесменом, проводил много благотворительных акций, его в Дагестане уважали. На самом деле на том рейсе собралось много официальных лиц. Летел ректор нашего пединститута, министр юстиции.

Александр Мишин — бортпроводник.

— Родственники потерпевших обвиняли представителей “Дагестанских авиалиний” в случившемся?

— Угрозы и обвинения в наш адрес не поступали.

— Пострадавшим будут выплачивать страховки?

— Да, страховая компания намерена выплатить деньги пострадавшим и семьям погибших.

— Как чувствуют себя пилоты и другие члены экипажа?

— Поначалу казалось, обошлось. Но сейчас состояние некоторых ухудшилось. Им же на первых порах нужен был покой, но они встречались со следователями, много общались по телефону. Сегодня их оградили от каких-либо контактов, теперь им предстоит серьезное лечение. Что касается пассажиров — многие не сразу заметили травмы. Поначалу они пребывали в шоке. Потом их накрыла эйфория, что выжили. А когда эмоции спали, пассажиры начали обращаться к врачам. Медики утверждают, что после такого удара у пассажиров возможны повреждения внутренних органов. После жесткой посадки невозможно обойтись без царапины.

— Все пассажиры рокового рейса потом полетели в Махачкалу на самолете? Или кто-то отказался от полета?

— Удивительно, но ни один из наших пассажиров не отказался лететь. Никто не пересел на поезд или машину.

— Стюардессы после такого шока думали отказаться от опасной работы?

— Никто пока не отказался. Думаю, этого не произойдет. Еще хочу прокомментировать ситуацию с трапом. Ведь экипаж обвинили в том, что на “Ту” не сработали трапы и пассажирам пришлось прыгать, в результате чего многие получили травмы. Дело в том, что данная модель самолета не предусматривает автоматическое срабатывание аварийных трапов. Они срабатывают при механическом воздействии, как стоп-кран на поездах. Стюардесса должна была нажать на рычаг. На переднем выходе трап не сработал, потому что стюардесса была не в состоянии его открыть — у нее был открытый перелом ноги. Пассажиры не разобрались, в чем дело, и приняли решение прыгать. Хотя могли сами открыть трап, но никто не стал этим заниматься. У меня есть еще одна информация, правда, не знаю, стоит ли об этом писать. Дело в том, что пассажиры прыгали вниз и сами ловили друг друга. Почему им не помогали? По слухам, сотрудники службы спасения поначалу боялись приблизиться к самолету. Кругом был разлит керосин, все боялись взрыва. Когда практически все люди выпрыгнули, к месту катастрофы подтянулись спасатели.

— Давайте подведем итог. Правильно я поняла, вы считаете, что аварийная посадка имела место быть в результате некачественного топлива?

— Во всяком случае, вопрос с топливом не закрыт — и это факт. Ну и, конечно, надо дождаться расшифровки черных ящиков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру