Обледенение Москвы и области

Столица и окрестности оказались совершенно не готовы к стихии

“Что, война началась?” — таким словами корреспондента “МК” поприветствовали знакомые из города Видное, который в воскресенье утром оказался отрезанным от всех благ цивилизации. Да ладно бы только Видное! Без света остались половина Подмосковья, соседние Смоленская, Тверская, Нижегородская и Владимирская области. Погрузился во мрак аэропорт “Домодедово”. Самолеты не летают, поезда не ходят, машины скользят как коровы на льду... Крупнейший мегаполис мира оказался абсолютно не готов к разгулу стихии.

Столица и окрестности оказались совершенно не готовы к стихии

А ведь все это уже было. Темные улицы, замершие трамваи, вода только “по графику” из бочек... 25 мая 2005 года крупнейший блэкаут парализовал жизнь Москвы и окрестностей. “МК” сравнил две техногенные катастрофы и пришел к печальному выводу: за пять лет в системе мало что изменилось. Гражданам по-прежнему лучше готовиться к ЧП самостоятельно.

Подмосковье: снова виновато дерево

26 декабря, 6.30 утра. Эту дату стоит запомнить — с нее начался новый блэкаут. Одно из тысяч деревьев, рухнувших воскресной ночью под тяжестью льда, оборвало стратегически важную линию электропередачи на юге Подмосковья. И началось веерное отключение.

С момента предыдущего блэкаута прошло 5 лет. Тогдашняя авария коснулась в общей сложности 6 млн. человек. Общий ущерб оценивался в 1,7 млрд. рублей. Тот “веер” стоил места главе “Мосэнерго” Аркадию Евстафьеву, несмотря на его заверения, что массовых отключений в Москве не будет.

Оценить, во что обойдется Москве и области нынешний ледяной дождь, пока сложно. Пока, по разным данным, говорят о 100—200 тысячах “отключенных” граждан, что по меркам региона, может, и не критично. Тем не менее понятно, что радикально менять оснащенность ЛЭП никто не будет. Во-первых, это потребует гигантских затрат. Например, в Канаде, где в 1998 году такой же дождь обрушил 600 км ЛЭП и 3000 км распределительных линий на юге Квебека и без электричества оставались почти 1,5 млн. человек, борьба с последствиями катастрофы обошлась канадской “Hydro-Quebec” в $725 млн. прямых расходов. Еще больше миллиарда долларов компания инвестировала в последующие годы в усиление сетей.

Во-вторых, такие ледяные дожди в Москве все-таки редкость. Другое дело, например, Сочи. В этом южном городе такие отключения происходят регулярно, но и там предпочли другой выход. Вместо “незамерзающих” проводов решили проложить по дну Черного моря газопровод с выходами в наиболее значимые населенные пункты. В столице, понятное дело, эти меры неосуществимы. А значит, этот блэкаут не последний. И горожанам лучше запастись печками-буржуйками. Ждать реальной помощи от властей не имеет смысла.

В Смоленской области без света осталась 41 тысяча человек: обесточен один район с 15 населенными пунктами. В Тверской области от стихии пострадало уже три района, 281 населенный пункт. Во Владимирской области было обесточено уже четыре района, 73 населенных пункта. В Нижегородской области пострадало еще больше районов — целых восемь, в которых без света осталось 172 населенных пункта.

ПОЧЕМУ ОТКЛЮЧИЛОСЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?

Поясняет официальный представитель МОЭСК Виталий СТРУГОВЕЦ:

— В воскресенье на территории области были обесточены 68 линий электропередачи и 27 крупных электроподстанций, которые обеспечивают энергией города и районы. Что касается мелких трансформаторных пунктов, расположенных главным образом на селе, то здесь счет отключившихся приближается к тысяче. При этом ситуация за последние сутки, подобно снежному кому, ухудшалась по нарастающей. Если в ночь на воскресенье количество обесточенных ТП в области возросло с 300 до 560, то в первые утренние часы прибавилось порядка четырехсот. Цепная реакция охватила практически всю территорию Подмосковья. Несмотря на то что на ликвидацию множественных аварий было брошено 100 ремонтных бригад электросетевой компании, то есть все силы, имеющиеся в наличии, днем переломить ситуацию не удалось. Для ликвидации последствий стихии нужнее всего даже не специальное оборудование, а люди с бензопилами. У нас сейчас в каждом пролете лежит по 10—15 упавших деревьев, которые надо распиливать и уносить.

Москву сковала ледяная корка

Москву сковала ледяная корка

Смотрите фотогалерею по теме

Москва: и не летят сегодня самолеты

Те, кому “посчастливилось” улетать-прилетать через аэропорт “Домодедово” в воскресенье, 26 декабря, запомнят этот день надолго. Рассказывает в своем блоге Олег ГАЗМАНОВ — волею судьбы артист в этот день должен был отправляться на гастроли в Ульяновск.

Локальный апокалипсис в аэропорту “Домодедово”. Фото сделано в воскресенье днем корреспондентом телекомпании “Рустави-2” Тамарой Нуцубидзе.

— Приехали в “Домодедово”, прошли регистрацию, и тут во всем аэропорту вырубился свет. Тысячи людей, дети, багаж — люди едут на новогодние праздники, а тут... чернильная темнота. Сначала всем было весело. Казалось, пройдет 10—20 секунд — и свет включится. Но свет не включался. Мало того — вырубилась мобильная связь. Шло время... Только через 10 минут по залу прошла дама с фонариком, объявила, что все могут ехать домой — до утра следующего дня аэропорт работать не будет. Кто сдал багаж, его пришлют. Никакой больше информации людям не дали. Просидев в аэропорту полдня (не хотел верить, что придется отменять концерт), понял, что вылететь не получится, еду домой. Кофры нам не вернули. Информации о вылете никакой. Настроение дурацкое. Уехать из аэропорта очень трудно. На подъездах к “Домодедово” — дикая пробка. Электрички не ходят (нет электричества). Автобусов дополнительных не дали. Странно, что такой объект, как аэропорт, не имеет резервных генераторов. Ведь вылеты отменили не из-за погодных условий — обвалились компьютеры...

ПОЧЕМУ ОТРУБИЛОСЬ “ДОМОДЕДОВО”?

Поясняет пресс-секретарь аэропорта Елена ГАЛАНОВА:

— Дизель-генератор в аэропорту “Домодедово” работает исправно. Однако он не в состоянии заменить собой две головные электроподстанции, вышедшие из строя в Подольске и в поселке Володарского, и обеспечить всю работу аэропорта. Генератор поддерживает работу взлетно-посадочных полос, сигнального и навигационного оборудования, радиомаяков. Мы можем принимать рейсы, однако полностью обесточен аэровокзальный комплекс, не работает, в частности, система сортировки багажа. Багаж прибывших сразу после возникновения аварии пассажиров мы рассортировали вручную. Но с 10.00 аэропорт полностью закрыт. Не работают табло. Оповещение пассажиров производится через громкоговорители, с которыми ходят по зданию сотрудники аэропорта.

Примечательно, что “Внуково” и “Шереметьево” при этом работали в обычном режиме (“Внуково”, правда, закрывали на час для обработки ВПП антиобледенительными реагентами) и даже приняли часть “завернутых” из “Домодедово” рейсов. А крупнейшему аэрокомплексу, видимо, придется отвечать на множество очень неприятных вопросов.

Подмосковье: и не едут даже поезда

Город Руза, 80 км от Москвы. Воскресное утро. Некоторые улицы вполне могут послужить иллюстрацией к картине “Фашист пролетел” — поваленные деревья, по дорогами ни пройти, ни проехать. Магазины утром не открылись — нет электричества, а значит, невозможно включить кассовый аппарат. Райцентр вымер. О закупках к Новому году (многие рассчитывали приобрести подарки в эти выходные) лучше забыть.

Сигнал из Троицка — отключили отопление. Здесь, наоборот, люди стараются не сидеть дома — при минус двух комфортнее на улицах, чем в темной квартире. Зато можно любоваться красотами природы: заледеневшие ягоды рябины — почти произведение искусства.

фото: Михаил Ковалев

В Тучкове по улицам можно передвигаться только на коньках. У дворников выходной — поэтому о том, чтобы посыпать улицы солью, речи не идет.

В Железнодорожном кто-то застрял в лифте. В Подольске “отрубились” светофоры. И так в 24 районах Подмосковья. Не пострадали, пожалуй, только крайний юг и юго-восток — эти регионы ледяной дождь обошел стороной. Не обошлось и без трагедий — в Жуковском, на улице Серова, погибла 77-летняя Ирина Сурикова. Дерево рухнуло на пожилую женщину около 10 часов утра, когда она вышла из подъезда и направилась в магазин за продуктами.

Те, кто пытался найти спасение у родственников и знакомых в Златоглавой, столкнулись с транспортной проблемой. Стоят электрички на Белорусском, Ярославском, Горьковском, Ленинградском направлениях. Все рекорды побили пассажиры поезда Москва—Черусти: их электричка из-за обледенения рельсов простояла 6 часов! Даже поездка в соседний поселок стала проблемой: из Кучина невозможно было выбраться в Железнодорожный, из Можайска — в Москву. Автобусов не хватает, да и ползут они с черепашьей скоростью. Водители осторожничают: через каждые 3—4 км на обочинах трассы — улетевшие в кювет машины. В службу эвакуации не дозвонишься, тем счастливчикам, кому это удалось, отвечают уныло: “Ждите, сегодня много кто улетел”. Зато заветный телефон 8-499-763-11-82 подсказали гаишники — по нему советовали обращаться всем, кто “улетел”. Или увидел улетевшего.

ПОЧЕМУ ОТМЕНИЛИ ЭЛЕКТРИЧКИ?

Поясняет представитель пресс-службы МЖД Владимир МЯГКОВ:

— В 6.30 в воскресенье со стороны внешних источников питания, в первую очередь компании “Мосэнерго” и “Рязаньэнерго”, прекратилась передача электроэнергии на объекты Московской железной дороги. Это вызвало серьезные сбои в расписании следования пассажирских электричек по всем направлениям МЖД. Пришлось осуществлять пропуск поездов в ручном режиме. Как это выглядит? Дежурные подстанций берут в руки определенный инструмент и бегут на одну горловину станции, с помощью ручных механизмов переводят стрелки и запускают поезд. Потом перемещаются к другой горловине и выполняют те же операции. То есть люди стараются сделать то, что раньше выполняли автоматизированные системы. К середине дня ситуация оставалась практически без изменений — выехать из столицы в область или вернуться оттуда железнодорожным путем было очень большой проблемой. Пока не нормализуется электропитание, невозможно полноценно разрулить проблему. По разным направлениям в пути застряли электрички с пассажирами, людям придется набраться терпения и ждать. Сколько ждать — пока неясно.

Москва: заледенела даже одежда

Москвичи, проснувшись в воскресенье утром, не узнали свой город. Красиво и жутко... Деревья причудливо изогнулись под тяжестью льда. Многие этой тяжести не выдержали. К полудню Московская служба спасения сообщила о 2000 поваленных насаждениях, как минимум 24 из которых повредили автомобили.

Как ни парадоксально, но в выигрыше оказались жители районов, где дороги и тротуары были очищены хуже всего. Дождинки, падающие на чистую поверхность, тут же превращали ее в каток. А там, где капли дождя ложились на снег, оказалось не так скользко. К утру воскресенья на проезжей части образовались огромные лужи, как после проливного дождя. По словам специалистов, “затоплению” дорог способствуют не только реагенты, топящие снег, но и температура, близкая к нулю.

— Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. В связи с сильнейшим гололедом мы прибегли к такой исключительной мере, как использование противогололедных реагентов на тротуарах и во дворах, — рассказал “МК” пресс-секретарь комплекса городского хозяйства Москвы Игорь Пергаменщик. — Одного щебня для борьбы со льдом недостаточно. В субботу приняли решение одномоментно залить противогололедными материалами 88 миллионов квадратных метров асфальта. В город вышли больше 12 тысяч спецмашин.

Помимо дворников на улицах трудились 1200 комплексных бригад по расчистке тротуаров. Во дворах работала малая техника.

— Это действительно редчайшие погодные условия, — говорит пресс-секретарь Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Марина Орлова. — Сама природа воплощает в жизнь технологию заливки катка. У наших работников даже заледенела верхняя одежда.

Быстро леденела и вода, попадающая в дождеприемники. Бригады “Мосводостока” постоянно очищали решетки от наледи.

Гаишники просили москвичей по возможности не пользоваться личным транспортом. Потому как опасно: если, например, печка в машине работает не очень хорошо, вода, попадая с дороги на стекло, тут же замерзает, и водитель вынужден ехать вслепую. Впрочем, и без этой просьбы отправиться в город удалось далеко не всем. Автомобили “заросли” толстым слоем льда, очищать который приходилось не меньше получаса.

фото: Михаил Ковалев

На МКАД дежурил 21 тягач, готовый вызволить из ледяного плена автомобили с “лысой” резиной. “Хорошо, что на нескольких развязках МКАД стоит система автоматического распыления реагентов вдоль бордюров. Не пришлось выводить громоздкую технику. В ящиках вдоль дорог насыпан щебень. Мы следим, чтобы запасы постоянно пополнялись”, — добавила Марина Орлова.

Общественный транспорт был ненадежен как никогда. Как сообщили “МК” в пресс-службе “Мосгортранса”, в воскресенье из-за обледенения контактной сети произошло 23 обрыва проводов. Для ликвидации последствий на работу вышли все 17 аварийных бригад. Вместо электротранспорта пассажиров развозили автобусы. Как по часам работало лишь метро — благо что в выходные поток пассажиров был небольшим. Лишь на открытой Бутовской линии из-за провисания проводов с 6 до 10 часов утра были задержки в движении.

Что такое ледяной дождь

— Метеоявление, случившееся в выходные, мы относим к разряду весьма редких, — ответили “МК” сотрудники Гидрометцентра РФ. — Чаще всего пришедшие к нашим северным границам потоки теплого воздуха в морозные дни успевают трансформироваться, то есть охладиться. В этот раз южный циклон оказался настолько мощным, что не поддался нашему морозцу и до конца в снег так и не превратился.

Итак, теплый воздух пришел к нам со Средиземноморья. Еще в субботу на высоте 700—800 метров над Москвой температура воздуха оказалась положительной — из облаков лил дождь. А у поверхности земли, где царил “минус”, капели воды всего лишь обволакивались тонкой ледяной корочкой и, ударяясь о поверхность дороги или ветки дерева, разбивались и тут же замерзали вновь, быстро образуя толстый слой льда.

— Можно ли спрогнозировать ледяную атаку?

— Для этого достаточно взглянуть на наши карты перераспределения теплых и холодных атмосферных масс. Если теплый циклон очень обширный, тянется на несколько километров на север, где мороз не слишком силен, — вполне возможно предсказать выпадение ледяных дождей.

Как устоять на ногах

Во-первых, надо правильно одеться и обуться. Сверху на вас должна быть легкая одежда, не сковывающая движений, к примеру, пуховик, на ногах — никаких каблуков, подошва ваших сапог или ботинок должна быть ребристой. Для пущей безопасности можно приклеить к ней кусочки наждачной бумаги или лейкопластыря.

Во-вторых, следует научиться правильно ходить по льду. Смотреть под ноги надо всегда, но при гололеде это обязательное условие безопасности. Руки при ходьбе не следует прятать в карманы, наоборот, лучше немного развести их по сторонам, удерживая на всякий случай равновесие (“поза пингвина”). При всем этом ноги в коленях должны быть немного согнутыми, словно вы катаетесь на коньках, так и равновесие лучше сохранять, и, если вдруг упадете, удар получится не слишком сильным. Шагать специалисты советуют всей подошвой, не поднимая высоко ноги и делая короткие шажки. Гололед — это тот редкий случай, когда за шаркающую походку вам никто не сделает замечания — ведь она может сохранить целыми ваши бока и кости.

Если падение все же произошло.

Если вы сами исключаете у себя перелом, к ушибленному месту надо приложить что-нибудь холодное минут на 20. Это остановит внутреннее кровотечение и предотвратит воспаление. На следующий день можно разукрасить место ушиба, если там образовался синяк, йодистой сеткой. Если же боль нестерпимая — прямая дорога в травмопункт.

Чем приятен ледяной дождь

Последние дни все только и делают, что ругают гололед на чем свет стоит. Но можно, оказывается, посмотреть на него и другими глазами. Например, сделать ледяные новогодние игрушки. Для этого надо взять обычные формы для печенья в виде звездочек, рыбок и сердечек, залить в них воду и выставить на балкон или веранду. Как только вода начнет немного подмерзать, надо вставить в центр будущей игрушки нитку или проволоку, согнутые в виде петли.

Есть также “рецепт” ледяного блюда. “Готовить” его следует таким образом:

1. Закрепите стеклянное блюдо внутри более крупного при помощи клейкой ленты, оставив между ними промежуток около 2,5 см. Заполните промежуток между посудой питьевой водой. В нее можно добавить ягоды.

2. Поставьте блюда на несколько часов в морозильник (до тех пор, пока вода полностью не замерзнет). Чтобы отделить посуду от замерзшей массы, полейте блюда несколько секунд теплой водой. Поставьте готовое ледяное блюдо вновь в морозильник и держите там до тех пор, пока не придет время подавать его на стол.

А еще стоит вспомнить о братьях наших меньших. Ледяной дождь в Москве и Подмосковье, превратившийся в толстую ледяную корку на всех поверхностях, стал настоящей катастрофой для зимующих птиц. Из-подо льда они не могут добыть себе пищу, поэтому, если не покормить птиц сейчас, то они не переживут эти дни. Чтобы им помочь, в первую очередь нужно своевременно смастерить и развесить в парках и садах кормушки. Их легко сделать из пакетов из-под сока, пластиковых бутылок и любых других подручных средств.

Что нас ждет с понедельника?

Ледяной дождь останется позади — с 27 декабря в московском регионе станет холодней, и пойдет обычный снег. Во вторник ночью днем температура воздуха в столице будет колебаться в пределах -6...-4 градуса, по области -8...-3°. Днем в Москве ожидается -4...-2°, в Подмосковье -6...-1 градус. В среду мороз немного усилится: ночью в Белокаменной прогнозируются -7...-5 градусов, в губернии -9...-4. А в светлое время суток -5...-3° и -6...-1° соответственно. 30 декабря ночные температуры в Москве и области будут варьироваться от -8 до -3°, дневные — приблизительно от -5 до 0°. Ну а 31 декабря, перед самым Новым годом, погода будет как на заказ: ночью от -12 до -7 градусов, а днем -11...-6°.

Сюжет:

Коллапс в аэропортах Москвы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру