Кто-то подумал: «авось пролетит»

«МК» выяснил, как должны были действовать власти в Крымске

«МК» связался с начальником отдела ГО и ЧС одного из подмосковных городов сопоставимого с Крымском размера и попросил рассказать, как в идеале должны были развиваться события вечером 6 июля.

«МК» выяснил, как должны были действовать власти в Крымске

— Во-первых, ничего необычного во всех действиях и процедурах нет, — рассказал собеседник. — Такой алгоритм действий единый по всей стране, описан законами и инструкциями, различия минимальны. Ничего сверхъестественного предпринимать не требуется: следуй известному, заранее проработанному плану, все средства опять же имеются в любом населенном пункте.

Для каждого населенного пункта определен как общий список возможных ЧС, так и несколько особенных, характерных только для него сценариев, связанных обычно с местным производством и географическим положением. Предупреждения о чрезвычайных ситуациях приходят в Единую дежурную диспетчерскую службу города либо из областного управления МЧС, либо напрямую из предприятий, где произошла нештатная ситуация. Диспетчер немедленно оповещает местных руководителей — главу администрации и руководителя полиции.

Следующим шагом является сбор комиссии по ЧС, чьи члены заранее определены. На заседании проводится оценка уровня угрозы, при необходимости на место происшествия высылается оперативная группа для сбора дополнительной информации. Исходя из наличных сил и средств принимается решение о необходимости запроса помощи у вышестоящих структур — вплоть до областного уровня.

Судя по широко растиражированному отчету главы Крымского района перед Владимиром Путиным, до этого момента все шло по сценарию: тревожный сигнал был получен, комиссия собралась в течение часа. Но вот дальше что-то пошло не так.

— В случае если угроза представляется серьезной и требуется информирование населения, то запускается работа автоматизированных систем предупреждения, — поделился специалист. — Звучат сирены, в нашем тысячном городе площадью 9 кв. км их 8 — этого вполне достаточно.

Предполагается, что этот сигнал «Внимание всем!» население должно знать наизусть — регулярно проводятся тренировки и ознакомительные беседы. Услышав его, надо собрать документы и минимум ценностей, включить телевизор на местном канале или приемник радиоточки — там будет транслироваться объявление о случившемся и инструкции, как дальше действовать. Например, двигаться к эвакуационным пунктам, которые должны быть развернуты в течение 4 часов после принятия соответствующего решения.

Если электричество отключено, как это было в Крымске, то инструкции зачитывают из подвижных постов оповещения — обыкновенно это машина ППС с сотрудником полиции, озвучивающим текст в мегафон. В Крымске, по свидетельству очевидцев и пострадавших, сирены не звучали (электричества не было), и про машины с мегафонами тоже никто не слышал.

— Насколько я понимаю, кто-то просто подумал: «авось пролетит», — предположил руководитель гражданской обороны муниципалитета. — Не первый раз же у них. Вот у нас если какой сигнал, даже самый глупый, придет, то мы его отработаем. А за профилактику ЧС на объектах часто отвечают множество надзорных структур: Ростехнадзор, надзор МЧС, пожарный, природный и так далее. Мало того что в некоторых случаях непонятно, кто должен делать предписания об устранении условий, способствующих возникновению ЧС. Традиционно, и это отражено в классике, любые претензии ревизора можно снять втихую подарком соответствующей ценности.

Другой вопрос: сроки выполнения процедур. Даже по установленным нормам на эвакуацию отводится до 6–8 часов с момента получения предупреждения. Получается, что даже тех 3–4 часов, что были в запасе у местной администрации даже при правильном руководстве, не хватило бы.

Наконец, третий системный недостаток, ставший очевидным в эти выходные: практически полное отсутствие наработанных связей между различными органами государственной власти. Так, например, в сотне километров от Крымска расположена крупная вертолетная база ВВС, одна из базирующихся там эскадрилий оснащена вертолетами «Ми-8», чьи пилоты прекрасно подготовлены для проведения эвакуационных действий. При должной гибкости и межведомственном взаимодействии сразу после окончания сильного дождя эти силы и средства можно было использовать, чтобы снимать выживших с крыш домов. Однако команды такой, разумеется, не поступало.

Систему оповещения жителей часто, прежде всего в силу неспокойной обстановки в регионе, приходится использовать в Дагестане. «МК» попросил чиновников из ГУ МЧС по Республике Дагестан рассказать, каков алгоритм их действий.

— В первую очередь сигнал о тревоге поступает на пульт старшего оперативного дежурного ЦОС ГУ МЧС. Через минуту информация уже есть в пресс-службе ведомства. В течение 10–15 минут на сайт выставляют срочную новость и параллельно обзванивают все СМИ, чтобы у них прошло сообщение. Помимо работы пресс-службы оповещение ведется сразу тремя методами: смс-рассылка, подворовые обходы и громкая связь. Громкая связь в Дагестане осуществляется через мечети. Мечеть есть в каждом населенном пункте. С минаретов верующих призывают на молитву через звуковой транслятор. Он и используется в качестве громкой связи, когда необходимо оповестить население об опасности.

Сюжет:

Наводнение на Кубани

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру