Состав преступления

Почему никто не ищет гангстеров, нападающих на поезда крымского направления?

Отгадайте загадку: как поймать вора, который находится с вами в одной квартире? Вы скажете — запереть квартиру. Ответ неправильный. Прямо так сразу и запереть. Ведь если вы так сделаете, вы его сразу поймаете. А может, лучше забиться в угол, дать ему возможность уйти и оставить дверь открытой, чтобы он мог возвращаться? Вы будете плакать, рыдать, а он будет не спеша грабить ваш дом. Так что делать-то?

Почему никто не ищет гангстеров, нападающих на поезда крымского направления?
Рисунок Алексея Меринова

14 августа московский учитель Наталья Титова села в поезд Москва—Севастополь и отправилась в Крым. Одиннадцатый вагон, пятое купе. Отправление в 15 часов 20 минут. Билет стоил 4980 рублей и был заказан по Интернету. Поезд обслуживала бригада студентов Томского университета — это было написано на вагоне. В купе Титова оказалась одна. Багаж путешественницы состоял из небольшого чемодана и дорожной сумки.

Наталья Юрьевна направлялась в санаторий. Предвкушая блаженный отдых на берегу моря, она, как и положено бывалому путешественнику, взялась за чтение свежего детектива: а что еще нужно для счастья?

На границе поезд проверяют дважды: в час ночи в районе Белгорода — российские пограничники, а через час в Харькове — украинские.

Когда проехали Харьков, Титова наконец легла спать. Дверь заперла на замок. Глаза открыла в семь часов утра. И еще подивилась: надо же, ни разу не проснулась, спала как убитая, а обычно в поезде заснуть не может, почему и взяла с собой пилюли, предназначенные именно для такого случая. Таблетки находились на том самом месте, где были, когда она приготовилась ко сну, на краю столика: воспользоваться ими она почему-то не успела.

Она на минуту вышла, а вернувшись, обнаружила, что дорожная сумка, которая стояла под сиденьем и была задвинута в дальний угол, торчит снаружи. Сумка была открыта, и в ней не оказалось бумажника, в котором находились 4 тысячи долларов (она брала их в долг и должна была вернуть крымским друзьям), две банковские карточки, обратный билет и 5 тысяч рублей для обмена на гривны.

На перроне симферопольского вокзала ее встречала знакомая. Надо было пойти в милицию, но Наталья Юрьевна находилась в странном состоянии, как после наркоза. Ни о какой милиции она и думать не могла. Знакомая, выслушав ее историю, ничуть не удивилась. Оказалось, что она уже не раз слышала о том, что в поездах, идущих в Симферополь, людей усыпляют газом и грабят. То же самое сказали и в санатории, об этом даже в газетах писали.

На обратном пути проводница 13-го вагона фирменного поезда «Тургенев» рассказала Наталье Юрьевне, что точно такая же история случилась в этом году не только с их бригадой, но и со сменщиками. Усыпили и ограбили весь вагон, включая проводницу, которая проснулась, только когда поезд уже прибыл в Симферополь. Невероятно, но факт: как из Москвы, так и по дороге в Москву вагон обслуживала одна-единственная проводница, молодая девушка. Трудно поверить, что это соответствует правилам безопасности.

* * *

В номере газеты «АиФ-Украина» от 16 июля я нашла заметку о том, что в курортных поездах участились кражи, а украинская железная дорога отказалась от услуг сотрудников МВД, которые еще недавно дежурили в поездах до конца маршрута. Вот что рассказала жительница Киева Виктория Алахвердиева: «Мы ехали в купе поезда Киев—Севастополь, закрылись на защелку. Ночью обнаружила, что у меня и у дочки украли тысячу гривен и два дорогих телефона стоимостью 10 тысяч гривен. Вытащили прямо из сумки, которая была у меня под головой. Я сплю чутко, поэтому к нам, очевидно, применили какой-то газ. Чувствовала, что в купе появился кто-то чужой, но голова была как в тумане — после кражи у меня першило в горле, у дочки слезились глаза. У других пассажиров в нашем вагоне украли деньги и банковские карточки. Кто-то же запустил этих людей! Милиции в составе не было, заявление у нас приняли в линейном составе Запорожья. Проводники говорят, что воры научились открывать закрытые купе ножами. Другим пассажирам сказали, что деньги вряд ли удастся найти...»

То есть о нападениях на курортные поезда все знают. И никто на это не реагирует.

Есть версия, что зона действия налетчиков — это отрезок пути от Харькова до Запорожья и от Запорожья в сторону Симферополя, не доезжая до узловой станции Синельниково. Без помощи сотрудников железной дороги налеты на поезда совершить невозможно. Дело в том, что попасть в вагон можно только с ведома проводников, а они сами являются жертвами бандитов. Между тем, по действующим правилам, проводники имеют право открывать двери только на официальных остановках. Судя по всему, бандиты проникают в состав, когда поезд притормаживает. При этом они пользуются переходами между вагонами, которые называются «суфле». Переход выглядит как гармошка. Если такую «гармошку» разрезать, видно не будет, а пролезть в дырку нетрудно. Все остальное — дело техники.

* * *

И есть еще одна железнодорожная «услуга», которую трудно объяснить заботой о пассажирах. Дело в том, что Наталья Титова купила билет через Интернет, на сайте РЖД. После оплаты по банковской карточке приходит подтверждение, которое необходимо распечатать в специальном терминале, считывающем штрихкод документа. После этого пассажир получает бумажный талон. На сайте указано, что все это обязательно нужно сделать на территории России. Однако на этом сайте нет никакой информации о том, что нужно делать при утрате билета или его отмене.

Когда выяснилось, что посадочный талон украден, Наталья Юрьевна была уверена в том, что хоть с билетом проблем не будет — достаточно подтверждения об оплате, которое можно получить при помощи несложной операции на компьютере. Как бы не так! Оказалось, что по действующим правилам билет РЖД восстановлению не подлежит. То есть любить можно, а целовать нельзя. И пришлось покупать новый билет.

* * *

И получается, что насилуют граждан России не только традиционным образом, и не только с помощью бутылок из-под шампанского, но и со всеми удобствами, в поездах по дороге в Крым.

Наталья Титова уже ездила на поездах, которые грабили бандиты. Это было в конце девяностых годов и в начале двухтысячных. В поездах Москва—Прага и Москва—Варшава орудовали банды грабителей, которые, как всем было хорошо известно, проникали внутрь на границе Польши и Чехии. Бандиты заходили в купе и забирали у трясущихся от ужаса пассажиров деньги и украшения. Когда Титова сопровождала школьников, которые ехали на экскурсию в Чехию, родители и учителя брали с собой металлические палки. Тех, кто не успел забаррикадироваться, обирали дочиста. Когда бандиты вконец обнаглели — а так всегда бывает, когда уроды осознают полную безнаказанность, — в поездах появилась польская полиция. В конце концов банду поймали, и налеты прекратились.

Что же должно произойти, чтобы руководство Российской железной дороги наконец обратило внимание на эту войну, объявленную пассажирам?

А самое отвратительное заключается в том, что прекратить эту вакханалию очень просто. Ведь это не Бородинское сражение, не полет в космос и не охота на бен Ладена. Надо всего лишь отказаться от «суфле» и зарабатывать хорошей работой в хороших поездах на хорошей железной дороге. И не жульничать с билетами.

Надеюсь, мы получим от министра транспорта РФ Максима Соколова ответ на все неудобные вопросы. И сразу его опубликуем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру