Черный год пограничников

Над «зелеными фуражками» в Казахстане тяготеет злой рок

26.12.2012 в 18:11, просмотров: 5862

Этот год для погранслужбы Казахстана стал просто роковым. В мае произошло громкое ЧП на погранзаставе «Арканкерген»: летний пост был уничтожен вместе с 14 находившимися на нем пограничниками. А 25 декабря недалеко от Шымкента (административный центр Южно-Казахстанской области) потерпел крушение военный самолет «Ан-72», на котором летела уже новая верхушка погранслужбы страны. Погибли все 27 человек, находившиеся на борту.

Черный год пограничников

Среди тех, кто находился на борту, были директор погранслужбы КНБ РК полковник Турганбек Стамбеков, исполняющий обязанности начальника главного управления погранслужбы полковник Ергали Нурлашев, начальник управления пограничных войск «Онтустик» (Юг) Павел Доценко и руководители погранотрядов «Кордай», «Сарыагаш», а также супруга Тургамбека Стамбекова Сауле. Кроме того, погибли семь членов экипажа самолета. Самолет не дотянул до пункта назначения — аэропорта Шымкент — всего пару десятков километров. Летел он из Астаны в Шымкент для проведения военного совета в региональном управлении «Онтустик» по подведению итогов прошедшего года.

Примерно в 18.40 во вторник самолет стал снижаться, пролетая над одним из аулов, а потом в какой-то момент накренился и упал в карьер местного цементного завода. Выжить не удалось никому. Очевидцы крушения, работники карьера, рассказывают, что самолет упал с высоты 800 метров «во время посадки, при четвертом развороте». «Я домой только хотел зайти, руки мою, и самолет очень низко пролетел, — рассказал местный житель Бауржан Досов. — А через 4 секунды взрыв, как бомба взорвалась. Там фуражки валяются везде, останки людей. Прямо мясо».

— Самолет «Ан-72» один из самых надежных, — прокомментировал «МК» эксперт по безопасности полетов. — Катастрофы с ним из-за отказа техники случаются крайне редко. Его вместимость 30 человек, так что он не был перегружен. Топливо у него, очевидно, не могло закончиться — перелет совершал на короткое расстояние, а емкость топливных баков приличная. Но этот самолет имеет не реактивный двигатель, а винтовой. И самое опасное для него — обледенение винтов. На то, чтобы избавить судно от ледового покрова и обработать специальным составом, требуется не меньше получаса. Руководитель мог поторопить пилотов. Такое часто бывает. Совсем недавно (в прошлом году) во Владивостоке командир и пилот перед вылетом сами не проверили самолет на обледенение и поплатились за это жизнью своей и пассажиров. Не исключено, что в этом случае в Южно-Казахстанской области один из винтов обледенел уже в полете. И это привело к быстрому падению. Дело усугубилось тем, что был вечер, видимость плохая.

Председатель комитета национальной безопасности Казахстана Нуртай Абыкаев назвал три возможные версии крушения: погодные условия, может быть, человеческий фактор, может быть, техническое состояние самолета. Однако некоторые эксперты склонны утверждать, что трагедия могла быть подстроена.

— Маловероятно, чтобы самолет, принадлежащий Комитету по национальной безопасности, с руководителем такого уровня на борту, не проверили на предмет обледенения, — говорят они. — А подстроить ЧП было проще простого. Достаточно подложить под сиденье взрывчатое вещество в коробочке.

По некоторым данным, с приходом Турганбека Стамбекова порядки на границе ужесточились, что могло кому-то не понравиться.

В то же время КНБ версию теракта не рассматривает. Поскольку, прежде чем упасть, самолет сделал три круга над аэродромом, причиной падения скорее всего стали погодные условия.

Глава КНБ отметил, что экипаж самолета состоял из высокопрофессиональных специалистов.

— Экипаж — профессионалы. У командира налет свыше 5 тысяч часов, у штурмана — свыше 6 тысяч.