Опять столкнулись самолеты – к счастью, на земле

В воздушном движении Нового Света случается все больше внештатных ситуаций

10.03.2013 в 09:14, просмотров: 3293

В нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди произошел инцидент: приземлившийся авиалайнер индийской авиакомпании Air India во время рулежки задел стоявший у терминала самолет американской авиакомпании JetBlue. Никто не пострадал, но 150 пассажирам рейса JetBlue (он готовился к отправке) пришлось покинуть борт самолета – их пересадили на другую машину и благополучно доставили в солнечную Флориду с трехчасовым опозданием. Оба самолета получили незначительные повреждения.

Опять столкнулись самолеты – к счастью, на земле
фото: Михаил Ковалев

Об этом эпизоде вообще можно было бы умолчать, но в Америке подобные случаи происходят каждый год, и их становится все больше. Дело не ограничивается ситуациями, близкими к столновению, на земле – они бывают и в воздухе. Так, в августе 2012 года над вашингтонским аэропортом им. Рейгана едва не столкнулись три (!) пассажирских самолета, принадлежащих американской авиакомпании US Airways. Как сообщала газета The Washington Post, этот инцидент произошел по вине авиадиспетчеров, которые дали разрешение на взлет двум самолетам в то самое время, когда заходил на посадку третий самолет. До столкновения между двумя машинами – одной из двух взлетевших и той, что шла на посадку, – оставалось 12 секунд, когда диспетчеры, осознав свою ошибку, скомандовали пилоту садившегося лайнера совершить спасительный крутой маневр.

А в апреле 2011 года похожая опасная ситуация затронула высших лиц государства. Боинг-737, на борту которого первая леди США Мишель Обама и вице-президент Джозеф Байден возвращались из Нью-Йорка, садился на военно-воздушной базе «Эндрюс», расположенной в штате Мэриленд, недалеко от Вашингтона. Перед ним совершал посадку тяжелый транспортный самолет С-17. По правилам Федеральной авиационной администрации США (FAA), за С-17, несущим полный груз, надо оставлять до следующего самолета дистанцию минимум в пять миль (8 км). Радар FAA зафиксировал, как выяснилось впоследствии, разрыв между самолетами всего в три мили. К счастью, авиадиспетчеры и в этом случае вовремя одумались и «абортировали» посадку лайнера, в котором находились вице-президент и первая леди.

Ошибки авиадиспетчеров не всегда заканчиваются хэппи-эндом. В сентябре 2010 года в Нью-Йорке, над Гудзоном, столкнулись в воздухе небольшой частный самолет и вертолет с туристами на борту. Девять человек погибли в результате этой аварии, одной из причин которой было то, что диспетчер разговаривал по телефону и не дал вовремя нужных указаний пилотам. А в более длительной ретроспективе, как подсчитала газета The Los Angeles Times, столкновения воздушных судов во время полета обошлись примерно в 700 человеческих жизней за последние 25 лет.

У Америки с авиадиспетчерами – проблема, и серьезная. Их остро не хватает, и FAA, совершенно очевидно, вынужденно закрывает глаза на недостаточную квалификацию и моральные качества некоторых кадров. Из-за нехватки диспетчеров применяется сверхурочная работа, которая применительно к этим специалистам чревата очень нежелательными последствиями. Особенно велика нехватка руководящих работников в этой профессии: треть всех старших авиадиспетчеров в наиболее крупных аэропортах США – люди пенсионного возраста; в такой ключевой воздушной гавани, как Даллас, процент готовых выйти на пенсию составляет две трети. Заменить FAA сможет в лучшем случае половину ветеранов.

Ну, и в довершение этих кадровых бед недавно грянул секвестр – так называют автоматическое сокращение федерального бюджета, которое вступило в силу 1 марта вследствие неспособности демократов и республиканцев договориться о путях сокращения бюджетного дефицита. Авиадиспетчеры – одна из жертв секвестрации бюджета. Она не зря созвучна кастрации: продолжения рода ждать не приходится. Были диспетчеры, и нет их. То есть как бы есть, но все меньше. Власти предупреждают о предстоящих сокращениях воздушного движения. О грядущих авариях и прочих эксцессах не предупреждают, но их едва ли удастся избежать.

Нью-Йорк.