Проволоке из метро нашли сообщника

Катастрофу на Арбатско-Покровской линии мог спровоцировать посторонний предмет

У страшной катастрофы в столичном метро, произошедшей 15 июля нынешнего года на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», похоже, появилась новая версия. В эксклюзивном интервью «МК» один из сотрудников службы пути, принимавший участие в ликвидации последствий аварии, рассказал, что потерпевший крушение состав, вероятно, сам деформировал стрелку и в результате врезался в стену тоннеля. Примечательно, что эту гипотезу озвучивали следователям. Но на ход расследования она пока не повлияла — вчера суд оставил под арестом главных подозреваемых в крушении поезда, Юрия Гордова и Владимира Башкатова.

Катастрофу на Арбатско-Покровской линии мог спровоцировать посторонний предмет
Остряк после катастрофы приинял странную форму.

Согласно основной версии, которую сегодня рассматривает следствие, причиной крушения поезда 15 июля стал стрелочный перевод, смонтированный с многочисленными нарушениями. Так, остряки стрелки (подвижные участки рельсов, предназначенные для перевода поездов с одного пути на другой) не были соединены друг с другом специальными перемычками-тягами, как это предусмотрено правилами. Рабочий (прижатый к рамному рельсу) остряк был зафиксирован специальной защелкой, а нерабочий (отведенный) остряк был примотан проволокой.

Наш собеседник — один из сотрудников службы пути столичного метрополитена, который принимал участие в ликвидации последствий аварии практически сразу после нее. Из-за повышенного внимания следователей он пожелал остаться неизвестным, но изложил «МК» свою версию произошедшего, основанную на увиденном на месте происшествия.

— Начну с теории, — говорит специалист, — на месте аварии остряки стрелки действительно не были соединены тягами, и это грубейшее нарушение, за которое ответственны монтажники. Один из остряков, рабочий (дальний от стены основного тоннеля) был прочно зафиксирован с помощью закладки — к нему претензий нет. Второй, нерабочий (расположенный у стены тоннеля) в отведенном от рельса состоянии был зафиксирован с помощью проволоки. Кто-то говорит, что ее толщина — 6 мм, кто-то — что 3 мм, но в любом случае важно понимать одно: да, это нарушение правил технической эксплуатации. Но скажу по опыту — такого крепежа для его фиксации было вполне достаточно. Дело в том, что сдвинуть с места вручную обычный остряк даже с помощью лома почти невозможно (он перемещается специальным стрелочным механизмом. — Прим. авт.). Кроме того, основание, по которому он перемещается, на той злополучной стрелке было совсем ржавым, безо всякой смазки. Одним словом, без внешнего воздействия переместиться он не мог. Но даже если предположить, что версия следователей верна — проволока оторвалась, и один из остряков каким-то невероятным образом прижался к рельсу, — то сама катастрофа выглядела бы совершенно иначе.

Если следовать «официальной» версии, то в момент катастрофы один из остряков зафиксирован и ведет колеса поезда по основному тоннелю, а другой, напротив, отходит от главного рельса и ведет колесо вагона в боковой, тупиковый тоннель. Фактически колея для движения состава из-за этого начинает уменьшаться, колеса поезда зажимаются все больше, и в конечном итоге колесная пара первого вагона должна попросту вылететь из колеи. Однако при этом поезд не улетит в стену, а просто сойдет с рельсов и остановится в тоннеле. В таком случае колеса состава должны были бы «порезать» деревянные основания рельсов, и эти следы неминуемо обнаружили бы следователи. Однако следов пореза нет. Но что же тогда стало причиной аварии?

— Работая на месте происшествия, я обратил внимание на то, что «злополучный» остряк, якобы привязанный проволокой, сильно деформирован и выгнут как лук — причем в сторону, противоположную движению поезда, — говорит работник метрополитена. — Он как будто перегородил пути перед составом, а некоторые болты, которым остряк крепится к рамному рельсу, и вовсе были вырваны — а для этого требуется огромное усилие. Единственное объяснение, которое можно здесь найти, — поезд сам «искорежил» остряк, налетел на него — и случилась катастрофа. Однако самостоятельно такая ситуация возникнуть не могла — ведь остряк от главного рельса был отведен (пускай и зафиксирован проволокой) и колеса поезда его никак не касались. Если предположить, что некий предмет попал в щель между рамным рельсом и остряком и колеса поезда на него налетели, то все встает на свои места: вагон начинает давить на предмет, который, в свою очередь, деформирует остряк, он отгибается и перегораживает пути. У колес состава появляется препятствие — и он не сходит на щебеночную «обочину», а подлетает и врезается в перегородку между главным тоннелем и тупиком. Не исключено, что машинист поезда этот предмет видел и использовал экстренное торможение, но у него провал в памяти — и восстановить картину следователи не могут.

В пользу теории о «постороннем» предмете говорят и еще несколько фактов, о которых сообщали СМИ: так, на бетонном основании путей неподалеку от самого стрелочного перевода специалисты еще в самом начале расследования обнаружили загадочные бетонные сколы. Не исключено, что эти отметины оставила какая-либо деталь, болтавшаяся на днище предыдущего поезда; затем она «зацепилась» за остряк злополучной стрелки, что и спровоцировало катастрофу. Кстати, по слухам, состав, ехавший непосредственно перед катастрофой, сразу после нее срочно отправили в ремонт, который длился около суток. Причем были ли это плановые работы, или у столь срочного ремонта была веская причина — большой вопрос.

— Об этой версии катастрофы я неоднократно сообщал следователям, — говорит наш собеседник, — но они не стали ко мне прислушиваться. Конечно, регламентные нарушения при монтаже стрелки были допущены, но сами по себе они бы к аварии не привели.

Сюжет:

ЧП в московском метро: поезд сошел с рельсов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру