Эксперт объяснил аварийный взлет пассажирского самолета в Уфе

«Этим грешат в основном молодые летчики»

Самолет Airbus A321 «Уральских авиалиний» утром в пятницу, 14 декабря, при взлете с аэродрома Уфы так резво взмыл в небо, что зацепил хвостом бетонную взлетно-посадочную полосу. По оценке эксперта «МК», эта ошибка пилотирования свойственна, как правило, молодым летчикам.

«Этим грешат в основном молодые летчики»

Как рассказал «МК» бывший пилот гражданской авиации Владимир Сальников, имеющий летный стаж в 45 лет, подобная ошибка встречается нечасто.

- Ошибка нечастая. Можно сказать, что происходит крайне редко. Ее, как правило, совершают молодые летчики. Скорее всего, командир воздушного судна дал попилотировать второму пилоту, а тот чересчур энергично задрал нос самолета при взлете, - сказал эксперт.

По его словам, происшествие вряд ли приведет к серьезным последствиям для воздушного судна.

- Когда самолет испытывается, летчики-испытатели специально делают такие взлеты, чтобы зацепить хвостом по бетону. Эта часть фюзеляжа самолета, как правило, имеет усиленную конструкцию. Там имеется специальная «пята». Когда она «чиркает» бетонку, конечно, искры летят, «пята» немного стирается. Но самолет обычно безболезненно выполняет взлет и летит дальше, - рассказал эксперт. - Практически никогда такие касания не приводили к разрушению самолета. По крайней мере, на моей памяти таких случаев не было.

Он отметил, что в последние годы на современных моделях самолетов, имеющих удлиненный фюзеляж, устанавливается специальная автоматическая защита от выхода на опасный угол атаки, то есть от от чрезмерного задирания носа самолета при взлете. К примеру, есть такая автоматическая защита на российских «Сухой суперджет» и Ил-96.

МЕЖДУ ТЕМ

Свердловская транспортная прокуратура сообщила, что проверит обстоятельства инцидента со взлетом самолета в Уфе. Лайнер со 165-ю пассажирами вынужденно сел на запасном аэродроме в аэропорту Кольцово (Екатеринбург). Отмечается, что пострадавших на борту нет.

В свою очередь, экс-начальник Федеральной службы авиационно-космического поиска и спасания России (2003–2007), заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов сказал «МК», что в случае, если самолет при взлете цепляет хвостом полосу, как правило рассматривают несколько версий. В том числе неправильную центровку самолета, техническую неисправность систем управления, сложные погодные условия, например, сильный боковой ветер, или ошибку пилотирования.

- Сложность пилотирования заключается в том, что при взлете, в момент отрыва шасси самолета от полосы, летчик должен обеспечить строго определенный угол атаки. Он находится в узком диапазоне от 8 градусов до 11 градусов, - сказал эксперт. - То есть нельзя, чтобы угол между продольной осью самолета и ВПП был меньше 8 градусов или больше 11 градусов. В первом случае самолет может не взлететь и выкатится за пределы ВПП, а во втором случае - «притрет» хвостом бетонку.

По его словам, из-за недостатка опыта пилотирования летчики, разогнав самолет, иногда могут превысить этот показатель.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру