Памятник архитектуры на Пречистенке мог сгореть из-за неправильной реставрации

Общественники предлагают проверить все версии, включая поджог

Новость 14 июня о загоревшемся в Москве памятнике архитектуры XX века не на шутку взволновала общественные градозащитные организации. Сильно обгорел не только фасад знаменитой в советское время библиотеки Крупской, но и частично провалилась ее крыша. Рустам Рахматуллин, один из руководителей «Архнадзора», уверен, что не стоит исключать производственную халатность.

Общественники предлагают проверить все версии, включая поджог

Тушение главного дома усадьбы Наумовых, расположенного на Пречистенке, 36, строение 2 заняло около двух часов. Историческое здание серьёзно пострадало: фасад во многих местах обгорел, из-под слоя краски видны деревянные перекрытия. Местные жители, наблюдавшие на пожаром, не исключают поджог. Но все же наиболее вероятной версией трагедии пока считается нарушение техники безопасности при реставрационных работах.

Именно об этом мы спросили Рустама Рахматуллина.

-Все СМИ уже раструбили, что дом сгорел. Но обгорело только «лицо» сруба, и обрушился штукатурный слой. Главное, сам памятник не уничтожен.

-Но он сильно пострадал…

-Основная проблема не в пожаре, а в ликвидации памятника архитектуры проектом реставрации. Первоначально планировалась полная замена всех деревянных фасадов кирпичными, но проект почему-то вызвал возражения Мосгорнаследия и был отклонен. Теперь предлагалась замена деревянных конструкций стен на аналогичные, за исключением частей, подвергающихся значительным воздействиям атмосферной влаги.

-То есть дерево на дерево?

-Именно. То ли своеобразный компромисс, то ли необходимая вилка для реализации проекта, который мы, к сожалению, не можем увидеть в силу закона. Приходится ограничиваться только актами. Поэтому мы призываем дознавателей проверить все версии, включая поджог.

- Пожар мог произойти по вине подрядчика?

- Не исключено. В 2016 году некое ООО выиграло аукцион на право аренду с перспективой войти в программу «Рубль за метр». А он, как вы знаете, начинает начисляться после приема работ. На наш взгляд, такие условия только побуждают участников программы торопиться с реставрацией, чтобы быстрее начать платить меньше.

- Это повсеместная проблема?

- К сожалению, нередкая. Достаточно вспомнить дом с кариатидами в Печатником переулке и сопоставить «до»/«после». Даже неопытным глазом трудно будет найти больше 10 отличий. Независимо от того, был ли умышленный замысел или просто небрежность, мы считаем, что такой заказчик не в праве рассчитывать на льготы.

- Все это время велись усиленные работы по реконструкции?

- Местами. Некоторое время назад дом был обнесен забором, и шли работы. Другой вопрос, как они шли. Например, наши активисты видели, что особняк был нараспашку открыт 10 мая. Туда можно было спокойно заходить. Это к сведению дознавателей.

-А что говорит застройщик?

- Они открещиваются инцидентом при сварке. Эту причину вообще чаще всего называют в таких случаях. А что произошло на самом деле - пусть решают дознаватели.

Ранее начальник столичного главка МЧС Игорь Денисов рассказал, что возгорание началось на чердаке и по деревянным перекрытиям стало быстро распространяться по дому. Пожар на площади в 200 квадратных метров был потушен в 11:47, сведений о пострадавших, к счастью, не поступало.

По словам руководителя Департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова сейчас ппроводится алминистративное расследование. Все реставрационные работы будут выполнены в полном объеме.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру