Заложники коронавируса на лайнере Diamond Princess передали SOS

Японцам не хватает тестов, команда просит немедленной эвакуации

Вторым по масштабам очагом распространения коронавируса в мире после Китая стал круизный лайнер Diamond Princess, который уже больше недели стоит на якоре у берегов Японии на карантине — там выявлено 174 заболевших, среди них сотрудник японской карантинной службы. Всего на судне находилось 3700 человек. У японцев не хватает тестовых наборов для проверки всех на борту. Часть команды и пассажиров умоляют их эвакуировать, «пока все не заразились».

Японцам не хватает тестов, команда просит немедленной эвакуации

Сейчас Diamond Princess стоит у причала японского порта Йокогама. Лайнеру предписано оставаться на карантине до 19 февраля.

Напомним, что карантинное стояние судна началось после того как стало известно о зараженном коронавирусом 80-летнем пассажире из Гонконга, который к тому времени уже успел сойти на берег.

По данным издания Japan Times, по состоянию на понедельник только 336 человек на судне были проверены на коронавирус — у японцев не хватает тестовых наборов.

«Похоже на «Титаник», – сказала мужу 61-летняя американка Фара Тутунчян, о которой рассказывает Los Angeles Daily News — и как в воду глядела... Когда пассажиры впервые услышали об угрозе коронавируса, в салоне лайнера играли скрипачи.

Через несколько дней у ее 71-летнего мужа Мохаммада поднялась температура (всем пассажирам раздали термометры и велели звонить на «горячую линию» для пассажиров, если у кого-то больше 37,5). Фара позвонила. Ответ был: «Я передам вашу информацию доктору». Несмотря на прием жаропонижающих, температура росла, а компания ничего не предпринимала.

Тогда Фара отправила в американское посольство в Японии мейл: «Мне нужна помощь и лекарства». В итоге через пару часов японские врачи постучали в дверь их каюты. Вскоре Мохаммада отправили на «скорой» в больницу.

Фара попросила сделать и ей тест на коронавирус, но японцы отказались — сказали, не хватает наборов для анализа.

По словам американки, она сочувствует команде лайнера, среди членов которой тоже есть заболевшие. «Если они заболевают, им не положена компенсация, – утверждает женщина. – Поэтому некоторые пытаются скрывать свое состояние. Это очень бедные люди».

Хотя порционную еду пассажирам продолжают доставлять в каждую каюту, Фара заявляет, что предпочла бы готовые фабричные блюда в пакетах или консервы — ведь не известно, заражены ли коронавирусом те, кто готовит и разносит блюда.

Экипажу Diamond Princess вообще не позавидуешь – при опасности заболеть они вынуждены с утра до ночи еще обслуживать пассажиров. В отличие от гостей, изолированных по каютам, команда ест в одной и той же столовой, пользуется одними и теми же туалетами.

Один из членов команды, индиец Бинай Кумар Саркар, запостил в соцсетях снятое с несколькими соотечественниками на камбузе видео с требованием к индийскому правительству и ООН незамедлительно эвакуировать 160 граждан страны, работающих на лайнере. «Пожалуйста, спасите хотя бы тех из нас, кто здоров», – просит Саркар...

42-летний инженер из Портленда Кент Фрэсур меряет себе температуру по четыре раза в день. Ведь тест на коронавирус у его жены Ребекки оказался положительным – женщину отправили в больницу. Врачи обратили на пару внимание, потому что Ребекка принимала обезболивающие (хотя с коронавирусом это было никак не связано).

«Скорая» везла Ребекку в больницу полтора часа. Женщина чувствует себя нормально и рассказывает, что персонал общается с ней при помощи электронного переводчика, подушка у нее жесткая, кормят рисом и тофу.

Теперь оставшийся в одиночестве Кент получает двойную порцию еды (на себя и увезенную на берег жену) и ждет, пока ему сделают новый тест. Он почти уверен, что зараза и его не обошла стороной: «Мы вместе жили в маленьком помещении более двух недель».

«Представьте себе, что вас заперли в ванной», – описывает один из гостей круиза ощущения от карантина в каюте. Те, кто живет во внутренних каютах без окон или выходов на палубу, могут выходить на воздух часа на полтора в день. При этом пассажирам из разных кают нельзя приближаться друг к другу ближе, чем на метр.

Многим вынужденное затворничество доставляет проблемы — основное общение происходит с судовым персоналом, доставляющим трижды в день еду. Впрочем, есть и те, кто предпочитает не покидать каюты во избежание заражения.

Люди, оказавшиеся в карантинной ловушке, по-разному воспринимают случившееся с ними. Если одни считают, что нет худа без добра, и пытаются получить максимум удовольствия из создавшейся ситуации, то другие пребывают в пессимизме и даже отчаянии. Кому-то не хватает общения, кто-то беспокоится насчет вентиляции и распространения вируса.

«МК» связался с пассажирами Diamond Princess. Гражданка Австралии Аун На Тан рассказала, как ей живется в каюте Diamond Princess вторую неделю подряд. По словам женщины, она изо всех сил пытается «держать себя в руках».

— Мы в безопасности и здоровы, — рассказывает Аун. — Вместе со мной муж и двое детей. Наш старший сын не поехал с нами в путешествие, он сейчас дома. Нам дают хорошую еду на завтрак, обед и ужин, даже слишком много. Я видела среди пассажиров, у которых оказался положительный результат на вирус, азиатов и людей европейской наружности.

— Аун, сколько вас человек в каюте?

— Нас четверо, хорошо, что мои дети со мной. Не стоит беспокоиться, с нами очень хорошо обращаются. Есть вода, еда — это главное.

— Вам предоставили какие-то развлечения?

— У нас есть возможность смотреть фильмы по телевизору. Правда, Интернет иногда плохо работает. Молодежный клуб присылает моей дочери ежедневные посылки — настольные игры, подарки, конфеты, чтобы не было скучно. Капитан, члены экипажа, японские чиновники и волонтеры — все работают круглосуточно ради нас. Им важно быть уверенными, что мы чувствуем себя комфортно и находимся в безопасности. О нашем душевном и умственном состоянии они также заботятся как могут, у нас есть доступные консультации.

— Сложно представить ваше состояние, наверное, это страх, начало паники?

— Мы не боимся, мы в надежных руках.

— Из каюты запрещено выходить?

— Это возможно, но мы планируем время, чтобы выйти группами — подышать свежим воздухом, увидеть солнце.

— Вас осматривают врачи, другие специалисты?

— Мы не видели врача, но у нас есть маски, также нам выдали термометры, чтобы мы проверяли температуру тела.

— Скоро День святого Валентина, вы будете отмечать?

— Конечно! Мы всегда празднуем День святого Валентина. В прошлом году мы также были на корабле 14 февраля! Был большой праздник! С нетерпением жду, что же они делают на этот раз!..

Экипажу «Бриллиантовой принцессы» вообще не позавидуешь — при опасности заболеть они вынуждены с утра до ночи еще обслуживать пассажиров и наверняка выслушивать от некоторых из них претензии. При этом в отличие от гостей, изолированных по своим каютам, команда питается в одной и той же столовой, пользуется одними и теми же туалетами. Что, само собой, повышает опасность заражения.

Неудивительно, что кое-кто приходит в отчаяние. Люди требуют, чтобы их отпустили с судна, пока они все не перезаражались. Один из членов команды, индиец Бинай Кумар Саркар, запостил в соцсетях снятое с несколькими соотечественниками на камбузе видео с требованием к индийскому правительству и ООН незамедлительно эвакуировать 160 граждан страны, работающих на лайнере. «Пожалуйста, спасите хотя бы тех из нас, кто здоров», — просит Саркар.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

О том, насколько оправдано содержать такое огромное количество людей на одном корабле, где, как сообщают пассажиры, не хватает тестовых систем и лекарств, мы поговорили с профессором-вирусологом, доктором медицинских наук Александром Чепурновым.

- То, что всех пассажиров оставили на корабле, на мой взгляд, неправильный подход, - говорит Чепурнов. - Их нужно было вывозить и расселять группами, скажем, по 200-300 человек в каких-то санаториях. В первую очередь нужно было снять с лайнера и изолировать тех, кто контактировал с первыми заболевшими. У кого было больше шансов заразиться. Кто жил с ними рядом, питался в одном ресторане, ездил с ними на одну экскурсию.

Есть такое понятие, как «дозозависимый эффект», то есть чем больше доза, тем быстрее заболеет человек, и тем сильнее он будет болеть. При некоторых инфекциях при минимальной дозе человек не заболевает. Например, чтобы заболеть сибирской язвой, надо получить не одну бактерию, как при чуме, а примерно под тысячу. Важна доза.

Сейчас все на лайнере находятся с стесненных условиях, вирус там культивируется…

- На корабле на карантине находятся 24 россиянина, заболевших среди них пока нет. Могут их снять с лайнера и вывести на родину военным бортом?

- Могут. Из Уханя забрали же оставшихся в закрытом городе россиян. Так же и пассажиров лайнера - наших соотечественников могут вывезти и поместить на карантин в каком-нибудь профилактории. Вместе с летчиками. Но там свои заморочки, опять появятся недовольные, те, кто будет возмущаться - «почему с ними не летит стюардесса»? Хотя зачем она там? Чтобы потом вместе с ними сидеть 14 дней на карантине?

- Пассажиры говорят, что людей на лайнере проверяют выборочно. Тест-систем для диагностики коронавирусной инфекции не хватает. Тест-системы настолько дороги, почему их нельзя сделать в достаточном количестве?

Я не знаю, кто в Японии выпускает тест-системы, а у нас их делает научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». А рядом с ним стоит бывшее дочернее мощнейшее предприятие, которое тоже производит диагностикумы. Мне совершенно не понятно, почему не они выпускают тест-системы для диагностики коронавирусной инфекции? Могли бы поставить их на поток. Они давно этим профессионально занимаются. Диагностические системы также делают в Нижнем Новгороде. И еще в России есть около пяти фирм, которые могут выпускать тест-системы массово. Мне кажется, что в этой ситуации надо проводить более масштабные исследования. Я не уверен, что одна «точка» справится, если в Россию, не дай Бог, прорвется что-то более серьезное. Они «захлебнутся».

Надо заметить, что наука об особо опасных состояниях у нас отлично развивалась. Конечно, она была очень близка к оборонным вопросам. И потом мы долгое время «посыпали голову пеплом», и дошли до того, что специалистов теперь не хватает. В той же Америке, например, работает более 20 таких научно-исследовательских институтов, как научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», а более мелких – и того больше. А у нас «Вектор», к тому же, попал под юрисдикцию Роспотребнадзора. Возникает вопрос, где санитарные врачи, и где наука? Наука должна развиваться, это первоочередная задача. А у Роспотребнадзора должна быть какая – то своя лаборатория.

Много любопытного сейчас выясняется про новый китайский коронавирус. Получается, что дети им не болеют, там, видимо, физиология играет определенную роль. Но самое страшное, что на смену ему может прийти другой, более опасный вирус, и смертность будет не 2%, как сейчас, а 50%.

МЕЖДУ ТЕМ

В сложной ситуации оказался еще один круизный лайнер Westerdam. Он вышел в двухнедельный круиз по Восточной Азии, 1 февраля остановился в Гонконге и взял там на борт еще 600 человек. Сейчас на борту — 2257 пассажиров и членов экипажа.

Но на берег ни на одной из стоянок по маршруту после Гонконга люди сойти не смогли: Westerdam из опасения коронавируса отказались принять Гуам, Филиппины, Япония и Тайвань. При этом каких-либо фактов заражения коронавирусом на борту не выявлено.

Пассажиры из США обратились за помощью к президенту Трампу — на борту есть девушка, которой требуется срочное УЗИ. Плывущие «в никуда» клянут за жадность компанию-организатора круиза Holland America, которая подвергла всех риску, посадив пассажиров в Гонконге.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28194 от 13 февраля 2020

Заголовок в газете: Пленники «Бриллиантовой принцессы»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру